Мосты

Мост королевы Луизы через реку Неман

Советск , пл. М.Жукова
Мост королевы Луизы через реку Неман

Во время Семилетней войны, в 1758 году русские войска возводят через Мемель временный мост. В 1767 г. перекидывают новый мост, который опи­рался на 36 понтонов и имел длину 340 м. В средней части он раздвигался для пропуска кораблей и плотов. На зиму и во время весеннего паводка и ледохода мост разводили. Этот мост был сожжен отступавшими русскими и прусскими войсками в 1807 г. Через год мост на понтонах восстановили.

В 1904 г. началось строительство моста королевы Луизы длиной 416 м (ширина реки в этом месте достигала 220 м). Мост опирался на два быка и взле­том трех своих арок стал знаменит как символ города. Восемнадцатого октября 1907 г. в честь столетия Тильзитского мира по мосту было открыто движение. В честь события были отчеканены серебряные и бронзовые памятные медали.

Со стороны города была установлена воротообразная арка с башенками, изго­товленными из камня-песчаника, просвет которой в стиле позднего ренесанса был приближен к данциг­ским мотивам. Портал украшал барельеф королевы Луизы, который представлял собою картуш (ширина 3,6 м, высота 4 м), смоделированный скульптором Стефа­ном Вальтером во Фриденау и отлитый в бронзе фир­мой «Мартин и Пильтцинг» в Берлине. Над пешеход­ными проходами были размещены два барельефа, олицетворявшие движение по воде и по суше.
Разво­дная часть моста составила 12 м, ширина проезжей части — 7,2 м. На проезжей части уложили рельсы узкоколейной железной дороги на Микиттен (совр. Микитай, Литва), продленной в 1913 г. до Шмалленингкена (совр. Смалининкай, Литва). Средняя часть моста состояла из трех ажурных железных арок, каждая длиной 105,6 м; наибольшая высота каждой арки составляла 19 м. Разводная часть моста, благодаря электрическим приводам, могла встать вертикально за одну минуту.
Украшением моста являлся главный портал, облицованный готландским песчаником. С обеих сторон портал венчают башенки, стилизированные под барокко.
Мост Королевы Луизы просуществовал недолго — 20 октября 1944 г. он был взорван вермахтом за несколько дней до выхода Красной Армии на пра­вый берег реки.
К июлю 1947 г. вступил в строй новый деревянный мост, от ста­рого сохранился лишь портал. На нем просматривалась дата «1907», которую легко заменили на «1947». В 1964 г. место барельефа королевы Луизы занял герб СССР. Машинные домики утратили свои островерхие черепичные крыши, а ручной механизм подъема откидного пролета исправен и по сей день. К весне 1965 г. деревянный мост прекратил свое существование.

Современ­ный мост построен в 1965-1966 гг. Реставрация портала произведена в 2002- 2003 гг. В ходе работ барельеф Королевы Луизы вновь обрел свое историческое место.

Адрес

другие места

Ищите также на нашем сайте

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашейго браузера. Согласие на обработку персональных данных.

Язык сайта / Site’s language