14 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева: соревнование продолжается в Калининграде
14 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева: соревнование продолжается в Калининграде
Поделиться:

14 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева: соревнование продолжается в Калининграде

14 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева: соревнование продолжается в Калининграде

3 сентября в Кафедральном соборе Калининграда при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и Правительства Калининградской области открылся 14 Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, отборочные туры которого стартовали в апреле.

42 участника из 10 стран мира: Италии, Канады, Германии, Кореи, Китая, Южной Африки, Нигерии, России, Беларуси, Казахстана, в этом году прослушивались в Нью-Хейвене (Коннектикут/США) и Гамбурге (Германия) онлайн, в Сеуле и Москве вживую.

До полуфинала дошли 22 органиста, которые и прилетели в Калининград, где соревнование продолжится в Калининградской филармонии (4-5 сентября) и в Кафедральном соборе на острове Канта, где 7 сентября будут соревноваться за звание лауреата шестеро финалистов.

— Будем искать личность, — говорит Томас Кинц, профессор Высшей музыкальной школы в Лозанне по органной импровизации, титулярный органист аббатства Сент-Морис, в этом году возглавляющий жюри. — Личность, которая сможет реализовать себя в музыке, поддержать жизнь международного органного сообщества. Конечно, внимательно будем оценивать технику, навыки регистровки — это важно для исполнения — но прежде всего важна личность в целом, ее существование в искусстве. Конкурс Таривердиева — один из самых известных в мире, и у него яркая идентичность, в которой соединяются место, инструмент, музыка Микаэла Таривердиева.

Вместе с Томасом Кинцем участников готовятся оценивать:

-         титулярный органист Кафедрального собора в Берне, профессор по классу органа в Бернском университете искусств Кристиан Бартен (Швейцария/ Германия);

-         профессор по классу органа в консерватории в Козенце, концертирующий органист Эмануэле Карди (Италия);

-         органист самой большой романской церкви в мире Кафедрального собора в Шпайере Маркус Айхенлауб (Германия);

-         доцент Казахского национального университета искусств, глава класса органа, концертирующий органист Салтанат Абильханова (Казахстан);

-         профессор по классу органа в Сеульском теологическом университете, концертирующий органист Джисунг Ким (Южная Корея);

-         профессор, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории, заслуженный артист России, концертирующий органист Даниэль Зарецкий (Россия);

-         главный органист и хранитель органа концертного зала Зарядье, заслуженная артистка Республики Татарстан, доцент Казанской государственной консерватории Лада Лабзина (Россия).

— Мы стараемся сохранять тот формат, который был заявлен с самого начала, — рассказывает арт-директор и создательница Конкурса Вера Таривердиева. — В рамках формата мы развиваемся, расширяемся. Программа на каждом этапе очень непростая. Это Бах, романтическая органная музыка, обязательное исполнение произведений Микаэла Таривердиева везде, кроме второго тура: в нем можно представить музыку современного композитора, написанную не раньше 1985 года. Такой подход дает проявиться разным качествам исполнителя и требует серьезной подготовки, ведь одна из задач конкурса — развивать мировые органные традиции.

Полный состав жюри, участники которого существуют внутри этих традиций, впервые представили на церемонии открытия Конкурса в Калининграде. Провели церемонию в этот раз Вера Таривердиева и заслуженный артист России Алексей Гориболь.

Они обозначили призовой фонд конкурса 13 тысяч долларов, а также рассказали о специальных премиях, которые готовы предоставить участникам Orgelkring Roermond фонд органистов в городе Рурмонде (Нидерланды), Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д. Шостаковича, Российский Национальный музей музыки, Санкт-Петербургский музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина, Белгородская, Томская, Свердловская, Пермская, Самарская, Красноярская, Калининградская филармонии, конечно, Кафедральный собор на острове Канта, журнал “Музыкальная жизнь”, “Радио России” и радио “Орфей”.

— Создать международный конкурс органистов и поместить его финал в Калининград абсолютно гениально, — говорит Алексей Гориболь. — Здесь в нескольких кирхах установлены органы. Именно здесь рядом органные страны — страны Балтии: Польша, Германия… Члены жюри, которые за 26 лет прилетали сюда — главные органисты мира, которые служат в Соборе Парижской Богоматери, кирхе святой Клотильды, Соборе святого Михаила в Гамбурге и других местах.

“Орган плюс”

Открытие Конкурса по традиции сопровождал концерт фестиваля-спутника “Орган плюс”. На этот раз Алексей Гориболь, эксклюзивный исполнитель фортепианных сочинений Микаэла Таривердиева, вместе с примой оперной сцены, солисткой Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко Натальей Петрожицкой (сопрано) представили другую сторону творчества композитора вокальные циклы на стихи Ахмадулиной, Цветаевой, Кирсанова, а также его фортепианные прелюдии к фильмам Калика, Урсуляка и других режиссеров.

— Я называю Микаэла Леоновича композитором своей судьбы, — делится Алексей Гориболь. — Впервые Вера услышала меня на вечере Андрея Вознесенкого в зале Чайковского. И после заметила, что в моем прикосновении к инструменту есть какие-то схожие обертоны, звуки — словно одной творческой крови с Микаэлом Леоновичем. Тогда мы расшифровали все фортепианные импровизации, записали все вокальные циклы.

— В мир музыки Таривердиева я вошла вместе с Алексеем, — рассказывает Наталья Петрожицкая. — Это уже очень долгая история. Роман. Вместе с тем пять песен на стихи Марины Цветаевой мы исполнили сегодня впервые. Музыка Микаэла Леоновича, мне кажется, воспринимается как музыка сердца и души, представляется простой — но на самом деле исполнителю есть над чем в ней работать, поэтому сегодня вечер волнительный и трепетный.

Прелюдия к Конкурсу, которой можно было бы назвать концерт фестиваля “Орган плюс”, была чиста. Красива. Знакома. Исключительна. Она закончилась “Праздником” сочинение из цикла “Настроения” Алексей Гориболь исполнил в качестве пожелания всем участникам соревнования, которые присутствовали в зале. И в 99-м году, и сейчас конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева не борьба на выживание. Это среда, в которой талант уважают, признают и дают ему рост, свободу и возможности.

JB2_5638.jpg

Источник: пресс-служба ГАУ КО "Кафедральный собор"

Ищите также на нашем сайте

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Согласие на обработку персональных данных.
Язык сайта / Site’s language