
Память в польском кинематографе
За человека
Память и ее функционирование — одна из наиболее сложных и в то же время излюбленных тем кинематографа. В модернистском ракурсе она раскрывалась в различных формах: изощренно эстетской («В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене), философской («Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Расемон» Акиры Куросавы), лирико-ностальгической («Амаркорд» Федерико Феллини). Сейчас эта тема вновь актуализировалась («Память» Апичатпонга Вирасетакула). В польском кино социалистической эпохи о работе памяти размышляли художники, нередко находившиеся в тени мейнстрима (Тадеуш Конвицкий) или сознательно уходившие от «актуальной повестки» (Войчех Хас).
В последние годы интерес к теме памяти только возрос и приобрел дополнительные оттенки: речь может идти о психических расстройствах («Фуга» Агнешки Смочиньской), о тщетных попытках сохранить ускользающее прошлое («Бумажная коробка» Збигнева Чапли) и, конечно же, об истории в самом широком смысле.
На лекции мы поговорим о том, как в разные периоды развития польского киноискусства режиссеры разрабатывали проблематику памяти, к каким художественным средствам обращались и какие задачи перед собой ставили.
Денис Вирен (Москва) — киновед, кандидат наук, переводчик с польского. Заведующий сектором современного искусства Запада Государственного института искусствознания, старший научный сотрудник отдела истории культуры славянских народов Института славяноведения РАН. Автор книги «Эксперимент в польском кино 1970-х годов» (2018) и соавтор книги «Я могу говорить. Кино и музыка оттепели» (2020). Сфера научных интересов: история и современное состояние кинематографий Восточно-Центральной Европы, прежде всего – Польши; польское искусство и литература второй половины XX в.; польско-российские художественные связи; культура восточноевропейского пространства.
- Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, пр. Победы, 5а, Калининград
- Показать на карте
- 150, 300 руб.
вас заинтересует




