Кирхи и церкви

Кирха Святого Адальберта

Калининград , г. Калининград, пр-т Победы, 41

Кирха Святого Адальберта в Калининграде
Кирха Святого Адальберта
Кирха Святого Адальберта
Время строительства: 1904
 В 1932 г. расширение на большую чем первоначально площадь после пристройки нефа по юго-западной стороне.
 В 1944/45 гг. старая часовня и башня получили незначительные повреждения. Пристройка была полностью разрушена, на сегодняшний момент полностью отсутствует.
 Архитектор часовни: Фридрих Хайтманн
 Архитекторы пристройки: Йоханнес Лауффер и Георг Шёнвайлер
Хуфен и Амалиенау воспринимались застройщиками как самостоятельная часть города; и если евангелическая община обрела в 1901 г. в качестве достойного храма божьего церковь памяти королевы Луизы, то католическая община получила в 1904 г., по меньшей мере, часовню. И для неё в плане застройки было предусмотрено соответствующее место: в то время, как участок церкви Луизы лежит на похожем на площадь расширении, у которого Хуфеналлее делится на Лавскер Аллее и Хаммервег, то католический участок расположен дальше по Лавскер Аллее на том месте, где аллея расширяется до Штернплаца.
Вход находится в стороне, что типично для большинства церквей Хайтманна; фундамент башни становится сенями; а сама башня расположена асимметрично по отношению к нефу. С точки зрения градостроительства он занимает превосходное положение: крыша башни была видна издалека. Членение с наружной стороны происходит с помощью контрфорсов; они придают часовне готический характер. При ближайшем рассмотрении замечаешь, что Хайтманн сознательно играл с готическими элементами: каждое узкое готическое окно окружается оконным полем, завершающимся очень плоской стрельчатой аркой (почти похожим на полуциркульную арку), а вверху оканчивающимся крутой стрельчатой крышей. На нём — в качестве готической добавки — установлена фиала. Своим высоким нефом и стройной башней часовня производит впечатление большего размера, чем она на самом деле есть. У неё четыре нормальных пролёта, а длина составляет вместе с апсидой всего 13,80 м, при ширине в 6,60 м. Однако, полная высота свода в 10,40 м изумляет. Это “готическое” пространственное соотношение можно лучше всего ощутить в разрезе. Внутреннее помещение производило впечатление большего размера с помощью хитрого хода: изначально окна не доходили до нынешнего размера понизу, внизу стены были закрыты, казалось, что свет падает с большой высоты.
Строительство началось, в первую очередь, благодаря чувству общности общины. Большая часть суммы строительства и почти вся обстановка были пожертвованы. Архитектор Хайтманн руководил строительными работами без оплаты. С этим церковным сооружением его связывает лично очень много.
Использование повреждённой церкви было типичным для прагматичного подхода при восстановлении в 50-е годы. И если бы сооружение стояло в центре города, то по всей вероятности оно было бы снесено. Но здесь у окраины меньше занимались устранением немецких зданий. Крыша церкви была в полном порядке, об использовании в виде церкви не могло быть и речи. В сооружении с залом в этой части города потребности не было (в близлежащем Ратсхофе в то же самое время церковь Христа перестраивалась под дом культуры). А поэтому были добавлены два перекрытия, так что возникло двухэтажное административное здание. Башня была временно покрыта плоской крышей. Сохранившийся до сих пор внутренний свод был спрятан под промежуточным перекрытием. Обратное преображение в церковное помещение (или в помещение, в котором есть потребность в своде) было бы возможно без больших затрат.
Во время до Первой мировой войны Фридрих Хайтманн был одним из самых известных и удачливых архитекторов в Кёнигсберге. В качестве юного руководителя строительством при Высшей почтовой дирекции он приехал в Кёнигсберг в 1886 году; в конкурсе на Палестру Альбертину он получил первый приз (но не смог получить подряд на выполнение). Его первой большой работой была церковь памяти королевы Луизы в 1899 — 1901 годах. В Кёнигсберге он построил три вышеназванные церкви, а также разрушенную церковь Лютера (1910), в провинции им были возведены католические церкви в Тапиау, Растенбурге, Пиллау, Дитрихсвальде и Алленштайне (церковь сердца Христа и церковь Св. Иосифа). Помимо окружных зданий в Гердауэне и Браунсберге, больниц в Гердауэне и Морунгене, помимо многочисленных поместных и жилых домов в городе и провинции его значительнейшим вкладом в Кёнигсберге было строительство поселения Амалиенау, которое он разработал вместе со своим другом, строительным советником Кретчманном, и которому он помогал в финансовом смысле как сооснователь Кёнигсбергского общества недвижимости и строительства. Многие ещё сохранившиеся виллы и многосемейные дома в Амалиенау были спроектированы им. Одновременно уже в раннее время он посвящал себя уходу за памятниками и помогал Адольфу Бёттихеру строительной съёмке и чертежами при издании “Памятники искусства и строительства провинции Восточная Пруссия”. Он нашёл признание с личным вручения ему кайзером Вильгельмом I ордена Короны при освящении церкви королевы Луизы в 1901 году и с присвоением ему титула “Королевский строительный советник” в 1914 году. На вершине его творчества, когда ему исполнилось 60 лет, разразилась Первая мировая война. В чине старшины сухопутных войск он принял в 1914 году участие в боях в Восточной Пруссии и позднее в Польше. При этом он тяжело заболел и вынужден был вернуться в Кёнигсберг. Его здоровье ухудшилось, он больше не мог чертить, забросил своё бюро. В 1918 году ему пришлось продать только несколько лет назад построенную в Амалиенау виллу. Он нашёл прибежище в спроектированном им же доме священника около часовни Св. Адальберта. Он умер в 1921 году. С концом Первой мировой войны пришёл не только политический переворот, но также и переворот в общем понимании архитектуры. Хайтманн вырос в “историзме”, он любил его романтический вариант с упразднением симметрии, он переработал также общие формы “югенд-стиля”, не вдаваясь, правда, в его типичный декор. Эта манера оформления, ставшая объектом прогрессивной критики ещё до исхода Первой мировой, с концом войны нашла также своё окончание. Все архитекторы почувствовали долг перед “новым”. Только что закончившаяся эпоха была подвержена сильной критике на эмоциональном уровне.
Здание долгое время занимала администрация Западного отделения исследовательского института земного магнетизма АН РФ (ИЗМИРАН). На сегодняшний день (2021 год) кирху реставрируют.
Адрес

другие места

Ищите также на нашем сайте

Язык сайта / Site’s language