Крестовоздвиженский собор (Кирха Креста)
Работы по проектированию церкви Креста начались до Первой мировой войны. Но только в 1930-33 гг. смогли быть возведены сама церковь и примыкающее к нему с востока здание пасторства. Два боковых флигеля, которые придали бы сооружению форму креста, так и не смогли быть построены, нынешний боковой флигель в северной части был пристроен только после 1950 г.
Церковь Креста своеобразное здание, которое по своему стилю не поддаётся классификации. Благодаря пройденному им пути становления архитектор церкви Киктон разбирался в строительстве европейских церквей. Тем не менее, он попытался — и в этом он мало чем отличался от архитекторов своего времени — преодолеть историзм и только что оставленный позади "югендстиль". Но для него это не означало ограничение форм до конструктивно необходимых, нет, он пытался сохранить определённые формы украшения, однако, найти для них совершенно другой язык. Изнутри открывалось вытянутое относительно высокое помещение, перекрытой бочарным сводом. За рядами колонн справа и слева открывались боковые нефы с хорами. Оба боковых нефа расширены плоскими конхами, которые просматривались и снаружи.
Видные на старой фотографии украшения пробуждают своими растительными орнаментами воспоминания о "югендстиле", однако, он избегал плавно текущих линий и располагался более строго в стили классицизма. Внешний вид коричнево-красной кирпичной постройки восстановлен достаточно точно. Расположение боковых окон — по одному квадратному внизу и одному вытянутому в длину с завершением полуциркульной аркой вверху просто и не привязано к определённому времени. В том же духе сделан и слабо подчёркнутый карниз. Подобные детали можно найти в других сооружениях этого времени.
Особо впечатляет главный фронт — западная сторона. Из поверхности боковых стен, а так же из поверхности самой западной стены постепенно "произрастают" две башни. Сначала тремя сторонами, а потом и пятью (обратную сторону западного фронта надо рассматривать снизу слева), становясь только над соединительными стенами самостоятельными восьмиугольными башнями. Линии западной стены расплывчаты. Мощная арка, портал, достигающий двух третей высоты башни и напоминающий западные постройки в стиле романтизма, несколько западает вглубь своими круглыми формовыми кирпичами, так же как и средневековые порталы с их трёх четвертными колоннами. Этот портал обхватывает несоразмерно большой белый крест, выполненный на отстоящей стене белыми и цветными плитками. Ещё более своевольны по языку формы шпилей башен. Как и в случае романических проёмов, обрамление окон вдаётся вовнутрь, искусно сложенные полусферы напоминают купола норманнов или даже мавров.
После 1945 года церковь получила временную плоскую крышу и служила для хозяйственных целей, а также как автомастерская. Благодаря архитектору Забуге при реставрации в 1989/92 гг. была восстановлена крыша в своей старой сложной форме. К сожалению, внутри через всё пространство было сделано перекрытие, покоящееся на тяжёлых бетонных опорах, на старых колоннах и целом ряде новых колонн посередине. Прежний средний неф и оба хора были перекрыты лёгкой стальной конструкцией. Бочарный свод был восстановлен, боковые стороны покрыты плоской крышей. Так на «верхнем этаже» вместо прежнего высокого вытянутого пространства мы видим только очень плоское пространство, подчёркивающее своими конхами ширину. Оно простенько выкрашено белым цветом и кроме нового иконостаса у него нет никаких прикрас.
В июне 1986 г. здание кирхи было передано Русской Православной Церкви. В 1994 г. был освящен православный Крестовоздвиженский собор. Его главная достопримечательность - уникальный янтарный иконостас.
- ул. Генерала Павлова, 2,
- Показать на карте