Концертные залы

Кафедральный собор

Кафедральный собор

Адрес

Калининград

Калининград, ул. И. Канта, 1

Контакты

+7 (4012) 52-40-30

Ссылки
Кафедральный собор

Закладка собора датируется 1333 годом. Начало строительству собора положил епископ Йоханнес Кларе, принявшийся в 1327 году за возведение на восточной половине Кнайпхофа обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Изначально собор проектировался как оборонительное сооружение, о чем свидетельствует трехметровая толщина восточной стены. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. Владелец территории, Великий магистр Тевтонского ордена Лютер фон Брауншвейг воспротивился этим планам, и толщина северной и южной стен была сокращена в два раза.

К 1351 году собор был покрыт крышей, и по решению Великого магистра Винриха фон Книпроде сразу же была начата его реконструкция, которая продолжалась до 1382 года. В середине XVI века обе башни собора сгорели дотла и были перестроены с заметным влиянием эпохи Возрождения. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто обрел покой у стен Кафедрального собора.

В начале двадцатого века собор подвергся реставрации, которая шла 6 лет. Были освобождены от штукатурки фрески, восстановлены некоторые изначальные элементы. Собор полностью выгорел от бомбардировок в 1944 году, перекрытия, башни и часть стен были разрушены. Новая реконструкция началась в 1990 году и продолжается до сих пор. Сейчас в помещениях Кафедрального собора располагаются православная и протестантская часовни, а в башенной части Собора расположен музей, где представлены экспозиции «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «История острова Кнайпхоф» и «Иммануил Кант и его город». 

История

В XIV веке на острове Кнайпхоф, как тогда назывался остров Канта, началось строительство Кафедрального собора, посвященного Иисусу Христу, Деве Марии и всем Святым. Датой основания собора принято считать 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на возведение церкви. Почти сразу же в соборе появился и первый орган: постройка еще не обзавелась кровлей, а на церковные службы уже приходили люди. Но какая же служба без музыки? Первый орган в соборе был небольшим и портативным, два монаха приносили его в церковь специально для богослужения.

В 1380 году основное строительство здания завершилось, но работы в соборе продолжались и позже. Нефы были расписаны фресками, к фасадам пристроены башни, на шпиле одной из них установлен флюгер-русалка. Величественный храм стал духовным центром города и со временем «потребовал» себе и соответствующий музыкальный инструмент — так в соборе появился новый орган, и просуществовал он здесь почти до конца XVI века.

Три огромных нефа, массивные готические своды, две строгие башни на западном фасаде, резной деревянный алтарь — архитектурой и украшением собора жители Кёнигсберга гордились по праву. До 1528 года собор имел статус главной католической церкви города. Но эпоха Реформации внесла свои коррективы, и в XVI веке храм стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а спустя еще несколько лет был передан университету Альбертина.

Вместе с собором менялся и орган — совершенствовался и «обрастал» регистрами. Знаменитый герцог Альбрехт (1490-1568), управлявший Восточной Пруссией, мечтал создать во вверенных ему владениях особую органную школу — и уже к концу века музыканты из Кракова и других городов приезжали в Кафедральный собор учиться органному мастерству.

В 1587 году собор вновь меняет орган, который спустя несколько лет насчитывает уже 60 регистров, а благодаря эффектному украшению приобретает славу «самого крупного и представительного во всей Пруссии». Но и этого прихожанам Кафедрального собора оказалось мало, и уже в 1721 году мастер Иоганн Мозенгель создает новый большой инструмент — в стиле барокко, с 78 регистрами и почти четырьмя тысячами труб. Современники называли тот орган не иначе как «выдающимся произведением искусства» - его звуками прихожане собора наслаждались более двух столетий. Именно на инструменте мастера Мозенгеля постигал азы музыки знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.

В XIX веке собор переживал непростые времена. В 1807 году, когда Кёнигсберг оккупировали наполеоновские войска, храм превратился в тюрьму, а чуть позднее — в госпиталь. К счастью, этот период продлился недолго, и собор сумел вернуться к привычной жизни. А в 1880 году в память о великом немецком философе Иммануиле Канте к зданию была пристроена часовня, куда перезахоронили останки ученого.

Последний, четвертый по счету, орган появился в Кенигсбергском соборе в 1928 году. Ганноверская фирма «Emil Hammer» построила новый инструмент, сохранив барочный внешний вид и украшения. Увы, судьба уготовила этому органу короткую жизнь: в ночь с 28 на 29 августа 1944 года налет английской авиации и последовавший за ним пожар превратили некогда живописный остров Кнайпхоф в руины.

 Новая жизнь собора и новый орган

В 1944 году вместо величественного готического собора остались руины, пожар практически полностью уничтожил прекрасное здание, а вместе с ним, конечно, и все музыкальные инструменты. Собор умолк, а на его развалины приходили играть дети первых переселенцев. Советские власти несколько раз пытались вернуть здание к жизни: очистить руины и провести консервацию стен. В начале 1970-х делались робкие шаги к сохранению собора – к 250-летию со дня рождения Иммануила Канта хотелось как-то облагородить облик некогда величественного храма. Но полноценных работ здесь не проводилось вплоть до начала 1990-х годов. Долгое время местные жители и приезжие растаскивали здание по кирпичику, собирая крупицы прошлого на память.

В 1992 году группа энтузиастов во главе с Виктором Денисовым, Игорем Одинцовым и Виктором Безруковым взялась за возрождение здания. Начались строительные работы, над восстановлением собора трудилось множество специалистов от историков и краеведов до строителей и инженеров, привлекались все возможные ресурсы, проводились обследования и научные изыскания, изучались архивы и старинные фотографии. В Калининград приезжали не только российские, но и немецкие, литовские и польские профессионалы строительного дела. Финансовую помощь оказывала администрация Калининградской области, свою лепту вносили и различные немецкие благотворительные фонды и частные организации. Реставрировалось не только само здание собора, но и его декор, например, эпитафии и витражи. Была проделана гигантская работа, чтобы собор получил путевку в новую жизнь, а калининградцы – прекрасный концертный зал и музей.

Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой. По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе. Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.

Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке». Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется. Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.

В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента…

Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.

Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной». Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям. Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.

После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.

В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами. Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру. До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.

На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!

Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев. Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине. Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.

Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.


загрузка карты...

Язык сайта / Site’s language