Железнодорожный

Железнодорожный

о городе

Поселок Железнодорожный расположен в 76 км к юго-востоку от областного центра, в 23 км от районного центра Правдинска, на р. Стоговка — р. Железнодорожная (бассейн р. Преголя), в непосредственной близости от государственной границы с Республикой Польша. На сегодняшний день на территории поселка городского типа Железнодорожный проживает 2830 человек (по данным Росстата на 1 января 2015).

Тот, кто попадал в Железнодорожный, никогда не оставался равнодушным к этому поселку-городку. По сути, это единственное место в области, где сохра­нилась комплексная довоенная застройка, изрядно, правда, обветшалая и продолжающая разрушаться. И фахверковые здания, и остатки орденского замка, приспособленного в XIX в. под имение, и руины кирхи XIV в., и замковая мельница, и просто старинные кривые улочки с бюргерскими домами, и даже более поздние «приобретения» — брусчатка с желез­ными пластинами-полозьями для конных повозок в районе вокзала, и здание пивоваренного завода — все это вполне может пре­тендовать на роль туристической изюминки. А с учетом того, что относительно недалеко от Железнодорожного можно увидеть уникальное для Калининград­ской области строение — Мазурский шлюз, становится понятно, почему в любом довоенном путеводителе по Пруссии непременно имелось несколько экскурсионных маршрутов, проходивших через этот город. Многие отправлялись в Пруссию посмотреть на озеро Бактинзее, где вплоть до XVIII века существовал четырехметровый плавающий остров.

На настоящий момент на территории городского поселения Железнодо­рожного существует 7 объектов культурного наследия регионального значения. Сохранились орденский замок XIX века и замковая территория, орденская кирха XV века, замковая водяная мельница, водонапорные башни, историческая застройка города 17-19 веков, здания первой половины XX в. (ратуша, районное управление, почтамт). Это и Хаускрайс (управление сельского хозяйства), и школа-интернат № 6 (архитектор — Ф.Хайтман), и больница «Катионов», и здание железнодорожного вокзала, и фахверковые склады 15-16 веков, и бюргерские дома.

Интересующиеся могут сходить к пивзаводу «Киндерхоф». Также в Железнодорожном есть две братские могилы воинов, погибших в 1812 году, и братские могилы воинов погибших в годы Второй мировой войны.

История

Тер­ритория в районе будущего Гердауэна была заселена в IX-XII вв. и принадлежала жителям прусской земли Барта. Здесь, по преданию, находилась крепость прусского вождя Гирдава (Girdawe), который пере­шел на сторону завоевателей после вторжения Тев­тонского ордена на земли Барты. Во время Великого прусского восстания, начавшегося в 1260 г., крепость была осаждена пруссами. Чтобы не сдавать крепость противнику, Гирдав сам поджег ее, после чего бежал в Кёнигсберг. Позднее на месте сожженной крепо­сти орден начал строительство замка. Есть сведения о том, что уже в 1315 г., когда шли строительные работы, в нем проживал комтур.В 1325 г. при комтуре Кёнигсберга Генрихе фон Изенберге (Айзенберге) строительство было завершено. Реку Омет, отделяв­шую замок от города, перекрыли плотиной, в результате чего образовалось озеро Банктинзее. Озеро окружало город с трех сторон. К этому времени комтурство Гердауэн было упразднено, и замок получил статус резиденции пфлегера; управ­ляющим замком стал пфлегер Иоганн фон Виннунген. На холме, юго-западнее орденского замка, образовалось поселение, которому верховным магистром Конрадом фон Юнгингеном 21 сентября 1398 г. было дано городское право.

Название нового города, как и замка, вероятно, происходило от имени прус­ского вождя Гирдава; в XVI в. оно видоизменилось на Гирдавен, а в XIX в. стало звучать как Гердауэн.

Становление Гердауэна происходило типичным для средневековой Европы образом. В 1404 г. в городе насчитывалось 60 дворов, в 1406 г. была построена городская стена. Позднее в северо-восточном углу городской стены была постро­ена кирха. Рядом с замком находился орденский фольварк, который позднее полу­чил название Киндерхоф. В 1409 г. в Гердауэне открылась школа. В 1398-1407 гг. северо-западнее замка было основано новое поселение Нойендорф. Впослед­ствии фольварк и Нойендорф вошли в черту города. Население нового города формировалось за счет переселенцев, в том числе из других прусских городов: в 1428 г. в Гердауэн из Норденбурга переселились монахи-доминиканцы.

Закат Тевтонского ордена отразился на судьбе города. В 1455 г., в период Тринадцатилетней войны, Гердауэн был временно захвачен войсками Прусского союза и Польши. Орденский замок был частично раз­рушен. Слабеющий орден передал в 1469 г. в качестве оплаты предводителю орденских наемников рыцарю Георгу фон Шлибену замок и город Гердауэн, и после этого многие столетия они находились во владении представителей рода фон Шлибен.

В 1525 г. после секу­ляризации ордена и провозглашения лютеранства официальной религией Прусского герцогства доми­никанский монастырь в Гердауэне был упразднен. Современный Железнодорожный считается «визит­ной карточкой» довоенной Пруссии, но в нем нет сле­дов Средневековья: сильные пожары 1585, 1637 и 1665 гг. уничтожили практи­чески весь город. Половина жителей Гердауэна умерла во время эпидемии чумы (1709-1710 гг.).

В 1708 г. король Фридрих I даровал Гердауэну право проводить ярмарки. Город постепенно восстанавливается (на 1729 г. в нем проживало 813 человек, а к 1782 г. уже — 1600), и в 1809 г. получает освобождение от ленной зависи­мости Шлибенов. В этом же году по королевскому указу в Гердауэне была про­ведена четвертая Прусская ярмарка, а в 1818 г. город стал центром одноименного района.

При этом несколько меняется вид города: еще до XVIII в. на озере Банктинзее образовался плаваю­щий остров, основанием которого служила травяная масса, покрытая земляным слоем, достигавшим 1,5 м. Со временем остров прирос к берегу. В 1819 г. запад­ная часть озера была спущена, на его месте образо­вался луг.

Вторая половина XIX в. приносит новые пере­мены в жизнь горожан: Гердауэн (в 1867 г. в нем уже проживает 2861 человек) становится транспорт­ным узлом. В 1871 г. железная дорога связала Гердауэн со станцией Ротфлис (близ совр. гор. Бискупец, Польша), в следующем году — с Алленштайном (совр. Олынтын, Польша), в 1898 г. железнодорож­ное сообщение протянулось до Норденбурга (совр. пос. Крылово Правдинского района), а в 1901 г. и до Лёвенхагена (совр. пос. Комсомольское Гвардейского района). К началу XX в. Гердауэн приобрел все признаки типичного восточно­прусского города: его население составило 3025 человек (1910 г.), здесь действо­вали школьная инспекция, административный суд и почтовое отделение, дважды в неделю (и среду и субботу) осуществлялась рыноч­ная торговля. Незадолго до войны в Гердауэне было построено несколько зданий по проектам известного немецкого архитектора Ф. Хайтмана.

В период Первой мировой войны в результате боевых действий 9 сентября 1914 г. в Гердауэне было разрушено 75 жилых домов и столько же служебных зданий. Кирха сохранилась чудом. Восстановление города осуществлялось по проекту архитектора Хайнца Штоффрегена. Средства были выделены Немецким строительным союзом, правительством Веймарской республики и некоторыми западно-германскими городами. В качестве прототипов для заново возведенных домов и проложенных улиц были взяты некоторые кварталы Будапешта и Берлин-Вильмерсдорфа.

Тридцатые годы XX в. — последний период в мирной жизни гердауэнцев. К 1933 г. население города выросло до 4801 человека. В эти годы эконо­мику Гердауэна развивали машиностроительная фабрика, пивзавод, лесопилка, замковая мельница и другие промышленные объекты. Водоснабжение осуществлялось с помощью насосной станции и водонапорной башни. Городской облик формировали различные ведомства: ратуша, административный суд, финансо­вое управление, Дом сельского хозяйства, почтамт, районная больница, город­ская реальная и сельскохозяйственная школы, дом для престарелых, спортивная площадка и теннисный корт, Дом культуры, два отеля — «Королевский двор» и «Империя», а также еврейский культурный центр. Большую роль в развитии города сыграл архитектор К. Рихерт. В городе выходила своя газета («Гердауэнер цайтунг»). Наряду с евангелической кирхой имелась и католическая капелла. Гердауэн являлся пограничным городом, где располагались погранич­ные и таможенные службы. На 1939 г. население города составило 5118 чело­век; Гердауэн был центром одноименного района (правительственный округ Кёнигсберг).

26 января 1945 г. соединения 28-й армии (генерал-лейтенант А. А. Лучинский) вели упорные бои на подступах к Гердауэну. В результате, к исходу дня войска армии продвину­лись на отдельных участках на расстояние до 5 км. На следующий день, прорвав оборону противника, 28-я армия развила наступление и, овладев Гердауэном, продвинулась к вечеру 27 января на расстояние до 30 км, выйдя к реке Алле (Лаве).

Вторая мировая война не нанесла городу особого ущерба, но в связи с перекройкой государственных границ вместо активного железнодорожного узла он превратился в один из окраинных уголков области. Правда, в октябре-ноябре 1945 г. в Гердауэн была передислоцирована Таурагенская таможня (переименована в Гердауэнскую).

В послевоенный период населенному пункту в силу его периферийного положения, было отказано в праве именоваться «городом». Он был отнесен к категории «рабочих поселков». Правда, указом Президиума Верховного Совета РСФСР 25 июля 1947 г. ему все же был передан в подчинение район, включавший 5 сельских Советов н 41 населенный пункт. Свое же советское название райцентр получил в том же 1947 г.

В июле 1947 г. в Железнодорожном проживало 994 человека (сведений о численности немецкого населения в документах не обнаружено). На тот момент в число действующих промышленных предприятий вошли молокозавод, швейная, сапожная, столярная, слесарная мастерские промысловой кооперации и начавший функционировать в 1947 г. пивоваренный завод (официальная дата создания предприятия — 1946 г., образован на месте известной немецкой пиво­варни «Киндерхоф».

Мирная жизнь налаживалась — поселок хорошел на глазах. В 1957-1959 гг. проведена работа по озеленению поселка, построена купальня на озере и детская площадка. В 1957 г. на братской могиле 345 советских воинов, погибших в январе 1945 г., установлен памятник.

В 1980-е гг. в экономике Железнодорожного наметились некоторые трудно­сти: устаревало оборудование пивзавода, постепенно снижался уровень производ­ства кирпича и т.д. Еще более усугубят ситуацию, в итоге практически погубив старейшие производства, грядущие перестроечные и постперестроечные годы.

В 1990-е годы, как и везде по стране, в маленьком Железнодорожном происходят события, существенно вли­яющие на жизнь этого поселка. Практически все предприятия в это деся­тилетие акционировались, но это не помогло им удержаться на плаву в условиях набирающей обороты рыночной экономики.

Появился в Железнодорожном в 1990-е гг. и свой православный храм — в честь Трех Святителей Московских, который был обустроен на первом этаже обычного дома (при нем возник православный досу­говый центр), что обозначило начало возрождения духовной жизни в поселке.

В начале третьего тысячелетия Железнодорожному удалось слегка при­близиться к своему прежнему — «городскому» — статусу. С 2004 г. в составе муниципального образования «Правдинскпй район» появляется «Городское поселение Железнодорожное», состоящее из поселка городского типа Железно­дорожный и еще 30 сельских населенных пунктов, объединенных общей тер­риторией.

Среди известных уроженцев Железнодорожного врач Е. Б. Волков, педагог Т. Н. Вострухина, ученые А. Н. Тарасов и М. С. Шмаков.

Среди знаменитых уроженцев Гердауэна — писатель и государствен­ный деятель Т. Г. фон Гипптъ (Старший), его племянник и друг Э.Т. А. Гоф­мана Т. Г. фон Гиппелъ (Младший). В окрестностях города родился писатель и государственный деятель В. Штепутат.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.