Светлый

Светлый

о городе

Светлый во многом отличается от других городов Калининградской области. Его уникальность в том, что он самый «молодой» в регионе. Светлый строился на практически пустом месте и изначально был ориентирован на производственную деятельность крупных промышленных предприятий. Светловский городской округ расположен вдоль береговой линии судоходного морского канала с выходом в Балтийское море и поэтому привлекает гостей-любителей морского туризма и рыбалки.

Именно здесь, вдали от городского шума, Вы сможете посетить живописные места района, насладиться нетронутой природой и просто порыбачить. Есть возможность на прогулочном катере совершить морскую прогулку по маршруту Калининград – Светлый – Балтийск – Светлогорск – Пионерский – Зеленоградск. Во время прогулки по центру города Вы можете увидеть древний дуб, а также новый православный храм.

Сегодня Светлый – это город с устойчиво развивающейся экономикой. Здесь живут и работают энергетики, нефтяники, транспортники и работники пищевой промышленности. Но море и залив всегда делали его рыбацким городом. Рыбопромышленному комплексу принадлежит весомая роль, т.к. здесь производится около 1/3 рыбной продукции Калининградской области.

Особенность Светлого – «морская душа» его жителей. Именно поэтому «День города» совмещен с проведением самого любимого для светловчан и гостей Светлого праздником – Днем рыбака, который проходит здесь с необычайным размахом во вторую субботу июля. В дни празднования в городе проводятся различные развлекательные мероприятия, спортивные соревнования, а также показательные выступления по академической гребле.

История

Первое упоминание о предшественнике-поселении г. Светлый Циммербуде датируется серединой XV века в хронике немецкого рыцарского Ордена. Однако еще раньше, в Фишхаузенской рукописи 1305 года (Германия), встречается упоминание о полуострове Пайзе («Пойзарт»-местность у леса Пойз), со стороны которого в первой половине XIII столетия немецкие рыцари вторглись на земли пруссов. Время не сохранило крепостных стен некогда стоявшего здесь замка «Королевского рыбацкого поместья», возведенного в середине XV века и вначале принадлежавшего Земландскому епископу. После конфискации церковного имущества поместье перешло во владение Освальда фон Таубенхайма, который принадлежал к самому знатному дворянству Земланда и владел Циммербуде вплоть до 1661 года.

В 1669 году поместье было подарено бывшему воспитателю короля Фридриха I Ебенхарду фон Данкельману в качестве награды. С 1720 года Циммербуде включало в себя, наряду с 16-ю наделами земли, 12 крестьян и примерно столько же рыбаков, основным занятием которых было рыболовство, в основном для собственных нужд.

Постепенно замок разрушили время и воды залива, но память о нем продолжала жить еще ни в одном поколении. После того, как замок перестал существовать, жители поселка длительное время влачили жалкое существование. Жили бедно, кормились только за счет рыбной ловли, которая никогда не обеспечивала им сытой жизни. Кроме нескольких закисленных лугов, они не имели земли, и поэтому почти не держали скот. Их жилища были крайне тесными и грязными, дым из очагов выходил через камышовые крыши и оседал толстым слоем сажи на стенах черных кухонь. Длинными зимними вечерами в избах жгли лучины, отчего лица у жителей были постоянно черными. Одежду пряли, ткали и шили собственноручно. К этой жизни добавлялись еще наводнения, которые повторялись из года в год.

Важную роль в жизни поселка занимала религия: проведение религиозных обрядов, служб и т.д. Длительное время в Циммербуде не было своей церкви, и поселок относился к церковному приходу Меденау (Логвино). Но из-за плохих дорог посещать церковь в Меденау жители поселка могли лишь несколько раз в своей жизни: там крестили детей, венчались, ходили по самым большим праздникам в случае хорошей погоды. В остальное время сильно выраженные религиозные чувства жители удовлетворяли в виде церковных проповедей, которые проводились в школьном здании. А с 1 апреля 1901 года Циммербуде с соседними деревнями Пайзе и Неплекен с 1500 жителей образовали собственную церковную общину и выкупили маленькую церквушку, которую двумя годами раньше Меденау построило в Циммербуде, как свой филиал.

В 20-е годы нашего столетия была построена новая школа, которая стала административным центром. В 30-е годы поселок Циммербуде превратился в довольно оживленный, хотя и небольшой, населенный пункт. В поселке осуществлялась продажа мануфактуры, гастрономии, рыбацких товаров, были трактир и пекарня. Можно было заглянуть в гостиницу под названием «Вальдпшосхен» («Лесной замковый домик»). В Циммербуде находился пост жандармерии. Роды принимала своя поселковая акушерка. Украшала поселок церковь.

Количество жителей Циммербуде составляло по годам: 1829 — 388 чел., 1844 -460 чел., 1858 — 634 чел., 1905 -797 чел., 1919-742 чел. Рыбацкая деревня Пайзе основана в начале XIV столетия, после того, как епископ Бартоломей представил право начать отсюда заселение новых земель в Земланде. В течение столетий жители деревни Пайзы вели очень скромное существование, так как зарабатывать на жизнь в одиноко стоящей деревне было сложно. Население Пайзе по годам составляло: 1831- 209 чел., 1844 — 305 чел., 1858 — 361 чел., 1944 -2196 чел. В конце 30-х годов прошлого века в Пайзе были три небольшие гостиницы, универмаг, булочная и мясная лавки. Имелось также спортивное общество. Особенно жители увлекались футболом.

Так бы и оставались эти маленькие поселки обычным захолустьем, если бы не счастливые для них обстоятельства. В 1894 году началось строительство канала Кенигсберг — Пиллау, которое продолжалось до 1901 года. После отсыпки косы вода возле поселков успокоилась, в рыбацких селениях были подняты мостовые, устроены удобные гавани, оборудованы сигнальные станции. Затем постройка электростанции, открытие железной дороги с вокзалом, строительство двух портовых причалов, комбикормового завода и перевод из Пиллау моторных катеров привели к оживлению жизни в поселках, увеличению населения и улучшению его благосостояния.

Рыбаки получили работу и возможность доступного сообщения с Кенигсбергом. Кроме того, оживление в жизнь поселка внесло длительное проживание в этих местах рабочих, которые принимали участие в строительстве канала и Восточно-Прусской электростанции.

Вторая мировая война для Пайзе и Циммербуде закончилась в апреле 1945 года, не оставив значительных разрушений. Непосредственно на современной территории города Светлого военные действия не проходили, но два бывших немецких поселка имели тогда тесную привязку к войсковой операции советских войск по взятию военной базы города Пиллау.

25 апреля 1945 года, после шестидневного сражения, под мощным ударом советских войск пала важнейшая база гитлеровского военно-морского флота — крепость Пиллау. Тем самым был завершен полный разгром Земландской группировки врага. Остатки войск, выбитых из Пиллау, бежали через пролив Зестиф на косу Фрише-Нерунг (Балтийская коса). На небольшом участке косы скопилось до 35 тысяч солдат и офицеров. Здесь гитлеровцам удалось создать довольно плотную оборону.

Перед нашими войсками стояла задача захватить косу, не дать возможности врагу отвести войска и боевую технику на территорию Германии. Для более успешного проведения операции при форсировании косы Фрише-Нерунг было принято решение высадить два тактических десанта. Первый из Пиллау, а пунктом сосредоточения второго избрали Пайзе-Циммербуде, так как между этими поселками находились электростанция с удобными причалами для посадки на катера людей и боевой техники.

В первом броске высаживался батальон морской пехоты 487 отдельного дисциплинарного батальона Краснознаменного Балтийского Флота под командованием подполковника А.О. Лейбовича. Ротой этого батальона, первой ступившей на косу, командовал старший лейтенант Василий Степанович Яльцев. Во время операции Яльцев лично уничтожил около 50 фашистов, а его рота уничтожила 250 и взяла в плен свыше 800 гитлеровцев. Старший лейтинант Василий Яльцев героически погиб в этом бою. Противник на данном участке косы был остановлен.

В 1970 году по просьбам жителей Светлого одна из улиц города была переименована в улицу имени Василия Яльцева.

Сегодня на территории Светловского городского округа покоится прах 1080 советских военнослужащих, героически павших в Восточно-Прусской операции в апреле 1945 года.

Первые послевоенные годы были самые трудные в истории нашего города, впрочем, как и в других городах и поселениях бывшей Восточной Пруссии. Вместо прежних названий появились новые: в 1947 году — «населенный пункт Светлый», а два года спустя — «рабочий поселок Светлый». Название будущего города себя оправдывало, в Светлом «кипела» новая рабочая жизнь, наполненная героическим эпосом трудовых свершений тысяч советских людей. Приезжали энергетики разных специальностей, строители, рыбаки. Нередко совсем юными выпускниками ремесленных училищ. И сразу же включались в работу. Основные силы были направлены на восстановление и пуск электростанции ГРЭС-2. Тяжелейший труд на одном энтузиазме, полуголодное послевоенное существование позволили в кратчайшее время построить промышленные предприятия, организовать современное производство, наладить быт людей, создать качественно новые социальные условия для работы и жизни тысяч светловчан.

Осень 1947 г. Выдалась в Калининградской области холодная и дождливая. В поселке Взморье жили 13 семей, которые организовали рыбколхоз «за Родину». Уже в середине 50х морскому промыслу стала принадлежать главная роль в улове колхоза «за Родину». В 1956 году был сделан важный новый шаг – первый выход в Северное море. С тех пор колхоз стал добывать не только салаку и треску, но и североморскую селдь.

Образование Светлого являлось событием местного значения, но оно было связано с большими планами Калининградской области, да и всей страны.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.