Советск

Советск

о городе

Советск – административный центр Советского городского округа. Город расположен на южном берегу реки Неман на севере Калининградской области.

Основные расстояния:
Советск — Москва, 1100 км;
Советск — аэропорт «Храброво» (Калининград), 150 км;
Советск — Вильнюс (Литовская Республика), 260 км.

С областным центром город связан железной и автомобильными дорогами. В центре Советска расположен круглосуточный автомобильный и железнодорожный пограничный переход, соединяющий Калининградскую область с Литовской Республикой.

Площадь муниципального образования — 43,75 кв. км. Население города — 42121 человек (по данным Росстата на 1 января 2015 года).

Сегодня Советск, имея многофункциональную экономическую базу, развитую социально-культурную сферу (высшие и средние учебные заведения, театр, спортивные сооружения), пограничные переходы с одним из основных внешнеэкономических партнеров – Литвой, и являясь транспортным узлом (железнодорожная станция, автомобильный и железнодорожный мост через реку Неман), исполняет роль неформального межрайонного центра.

В 2001 году Советск вошел в число лучших малых городов России по предпринимательскому климату, и занял 1-е место по разработке стратегии развития города и по привлечению инвестиций.

В 2005 году Европейская комиссия при Совете Европы совместно с Конгрессом муниципальных образований наградила город Советск дипломом «За стратегический подход к развитию приграничного сотрудничества».

Советск — город, имеющий историческое значение. Известность ему принес Тильзитский мир, заключенный здесь в 1807 году между российским императором Александром I и французским императором Наполеоном Бонапартом. Сохранился дом, в котором проживал во время подписания договора Александр I, а в 1992 году в Советске был установлен памятный знак в честь Тильзитского мира.

Совершенно уникален архитектурный фонд города. На его территории 166 памятников истории и культуры. В их числе — знаменитая въездная арка моста Королевы Луизы через реку Неман, соединяющий Советск с противоположным (литовским) берегом. Мост был построен в 1907 году в ознаменование 100-летия Тильзитского мира и действует до сих пор. В 1944 году мост был взорван немецкими сапёрами и восстановлен только в 1968 году.

Из других памятников истории и культуры наибольший интерес представляют: памятный камень в честь победы Пруссии над Францией в 1871 году; скульптура лося — символ города; кладбище погибших в Первой мировой войне; мемориальный комплекс «Танк» в честь советских воинов, павших в Великой Отечественной войне; памятник Воину-освободителю (копия известного памятника в берлинском Трептов-парке).

В городе также сохранились старые дома: здание бывшей «Франкше-вилла» (детский дом «Искорка»), здание бывшей городской королевской гимназии, бывший дом пастора Литовской церкви, Литовская церковь, орденская церковь (1610), расположенная вблизи моста королевы Луизы, дома, где находились резиденции императора Александра I и королевы Луизы, памятники садово-паркового искусства (мельничный пруд с дендропарком — XVII век).

В Советске ежегодно проходят праздники, приуроченные к годовщинам заключения Тильзитского мира, воссоздание памятных сцен из истории города, мероприятия, связанные с Днем города.

Также Вы сможете посетить очень красивое мероприятие – это ежегодный рождественский бал воскресной школы Собора Трех Святителей, который проводится в «Тильзит-Театре».

История

Первые письменные упоминания о поселении Тильзе, находившемся на территории современного города Советска, относят к 1276 г. Исторически эти земли были заселены пруссами. В начале XIII в. эти земли завоевываются Тевтонским орденом, а в 1230-1289 гг. полностью переходят во владения Ордена, после чего доля немецкого населения достигает 50%. К XIX веку немцы составляли около 70% населения района, остальные жители были литовцами и французами — потомками гугенотов. В районе также проживало некоторое количество славянского населения — поляки и русские — старообрядцы. К началу XX века все национальные общины, кроме старообрядцев, ассимилировались или сильно германизировались.

В 1409 г. для защиты северо-восточных земель Ордена была построена крепость на Мемеле (ныне река Неман) — «Тильзит». Крепость (Тильзитский замок) сохранилась до начала XIX века.

В первоначальный период вокруг замка сформировалось несколько разрозненных небольших поселений из верных Ордену пруссов. Тильзит был важнейшим населенным пунктом на реке Мемель в Пруссии и являлся центром торговли с Литвой конопляным и льняным семенем, рожью, салом, орехами и медом. В 1525 г. произошло преобразование Орденского государства Пруссии в германское герцогство, что принесло в эту страну спокойствие, процветание и вызвало бурный расцвет городов, в том числе и Тильзита. 2 ноября 1552 года местечко Тильзе получает привилегированное городское право и герб, Тильзиту присваивается статус города.

Бурный рост промышленности на территории Тильзита начался в XIX веке (70-80 годы). Активно строятся многочисленные гражданские, промышленные, военные и инженерно-технические объекты, многие из которых сохранились до наших дней (чаще в перестроенном виде). Начало Тильзитской промышленности положил купец (аптекарь) Йоган Вехтер. Им в 1820 г. была построена сахароварня.

В 1830 г. были построены маслобойня, уксусная фабрика, бондарное заведение, склад масла, жмыха и сушильня. В 1845 г. — Мильхбуд — сыроварня под Тильзитом, выпускавшая знаменитый сыр «Тильзитский». В этом же году между Тильзитом и ближайшим городом Рагнитом (г. Неман) начинается строительство шоссе. В 1865 году происходит другое важное событие: введение в эксплуатацию железной дороги Тильзит — Инстербург (г. Черняховск) и строительство в городе железнодорожного вокзала. Здание вокзала с незначительными изменениями сохранилось и эксплуатируется до наших дней. В 1875 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Мемель, по которому стало осуществляться железнодорожное движение на Клайпеду.

В городе работает газовое освещение от газового завода (в настоящее время на этом месте размещаются склады чулочной фабрики «Дружба»). В 1874 г. были построены фабрика зерновых прессованных дрожжей и винокурения.

В 1881 г. на территории города работают 9 лесопилок, Тильзитская акционерная пивоварня (2200 тыс. литров ежегодно), 2 уксусные фабрики (180 тыс. литров), 3 фабрики минеральных вод, 2 металлолитейных и машиностроительных предприятия (переработка 800-900 тонн сырого и кованого железа; изготовление машин для пилорам, кирпичных заводов, мельниц, бумажных фабрик, типографий; сборка с/х машин), фабрика стекла (бутылки и оконное стекло), 5 паровых мукомолен (4000-5000 тонн пшеничной и 3500-4000 тонн ржаной муки). Осуществлялась переработка льна (500-600 тонн), льняного семени в льняное масло. Перерабатывалось 125-250 тонн сурепки в сурепное масло. Две мыловаренные фабрики выпускали мыло и свечи, а также перерабатывалось льняное масло на олифу, сурепное — на смазочные материалы. Работали бумажная фабрика, 12-15 кожевенных мастерских, повозочная фабрика, мебельная (выпуск пианино), кирпичные заводы (8400 тыс. кирпичей и 1300 тыс. черепицы).

Развитие промышленности вызвало быстрый рост численности населения города. С 1873 года начинается мощение улиц в центре города, в 1880 году начала строиться городская канализация. Вместе с развитием города продолжает увеличиваться и число промышленных предприятий. В 1898 году в городе появляется ЦБЗ (существует до наших дней), с 1901 года — элеватор (сегодня мукомольный завод на берегу Немана) и ряд других предприятий. В 1907 году было закончено строительство стационарного автомобильного моста через Мемель, который получил название «Моста королевы Луизы». С 1907 года стали производиться ликёры, началась оптовая виноторговля, с 1920 г. – начался выпуск спиртовых дрожжей. В 1927 г. была введена в эксплуатацию газовая печь, производился бензол и добывались смолы (45 м на 100 кг угля).

Крупномасштабная Восточно-Прусская операция Первой мировой войны (август-сентябрь 1914 г.), в ходе которой потерпели поражение две русские армии, главным образом протекала юго-западнее Тильзита, хотя война все же затронула и этот город. Первый конный отряд кирасиров Ее Величества под командованием штабс-ротмистра Чебышева появился здесь 23 августа. На следующий день сюда проник разъезд 3-го эскадрона Кавалергардского полка (поручик флигель-адъютант князь К. А. Багратион-Мухранский). Полностью город был оккупирован 26 августа. Жители встретили неприятеля мирно. Комендант (полковник Богданов) прибыл сюда через два дня.

Бои у Тильзита разыгрались 12-13 сентября, когда 9-й немецкой ландверной бригаде удалось отрезать отряду пути к отступлению. Вечером 12 сентября кто-то ударил в набат, и сами жители стали обстреливать русских. Из-за ошибок командования и слабости связи войска (для которых этот бой стал фактически первым) оказались разделены на две группы. Потери составили более 3 тыс. человек (плюс весь обоз и артиллерия). Павших похоронили на Лесном кладбище — одном из крупнейших захоронений времен Первой мировой войны в Восточной Пруссии.

Итоги Первой мировой войны отразились на жизни города: отторжение Мемельского края от Германии приблизило границу вплотную к Тильзиту, и он лишился части прилегавшей к нему местности. Линией границы стала река Мемель.

В 1924-1926 гг. в Тильзите был построен аэропорт, и в апреле 1926 г. здесь приземлился первый транспортный самолет, следовавший по маршруту Кёнигсберг-Тильзит-Мемель. Хроника двадцатых годов отмечает также примечательное событие июня 1928 г.: в городе состоялось открытие известной скульптуры Л. Фордермайера «Лось». Тридцатые годы не были отмечены особыми событиями.

Во время Второй мировой войны город неоднократно подвергался бомбардировкам: в апреле 1943 г. и летом 1944 г. — советской авиацией, в октябре 1944 г. — английской авиацией. Но решающий для города момент наступил во время Восточно- Прусской операции 1945 г.

Первый удар по направлению к Тильзиту был нанесен в январе 1945 г. 54-м стрелковым корпусом 39-й армии (генерал-лейтенант И. И. Людников) с целью срезать ласдененский выступ. Готовясь к отступлению, немцы, как стало известно советскому командованию, стали взрывать промышленные объекты и отводить тыловые части. Дороги были забиты беженцами.

Сковав основные силы противника на юге, 39-я армия позволила 43-й армии (генерал-лейтенант А. П. Белобородов) ударить с севера. Утром 20 января два корпуса 43-й армии успешно перешли Неман. К вечеру Тильзит был очищен он немецких войск. Примечательно, что штаб 3-го Белорусского фронта доложил в Москву о взятии Тильзита еще 20 января 1945 г. в 01.30.

В названиях улиц Советска увековечены имена героев Великой Отечественной войны Г. П. Бурова, Е. А. Луппова, С. В. Лямина, К. Я. Талаха и др.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.