Правдинск

Правдинск

о городе

Правдинск расположен в 53 км к юго-востоку от областного центра на р. Лава (польск. Lyna/Лына, нем. Alle/Алле, лит. Alna/Альна, судоходном притоке р. Преголя). вблизи от государственной границы с Республикой Польша (15 км). Экономика Правдинского района направлена в основном на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Правдинск известен в регионе как производитель высококачественной молочной продукции (сыров, масла и т. д.). Имеется гидроэлектростанция.

Прежде всего, Правдинский район привлекает богатым водным потенциалом своей территории, включающим реку Лава с притоками и ряд других водоемов. Рядом с Правдинском находится живописное водохранилище и большой сосновый лес. Непременно стоит посетить Целау – верховое болото, единый живой организм, родившийся 7000 лет назад и продолжающий развиваться, представляет уникальный не только для Калининградской области, но и для Европы природный комплекс, сохранивший естественный облик в столь измененном человеком мире.

Для любителей велотуризма Правдинский район предлагает интересные веломаршруты.

Знакомство с городом лучше всего начать с западной окраины – района старого железнодорожного вокзала. Большая часть исторических достопримечательностей расположена вдоль главной улицы имени М.И. Кутузова, протянувшейся с запада на восток. Главная достопримечательность города – красивейшая лютеранская кирха святого Георгия 1313 года, сейчас Святогеоргиевский православный собор. К историческим достопримечательностям также относятся крепостная стена 14 века, памятники, связанные с историей Северной, Семилетней, наполеоновских войн, могила генерала Мазовского Н.Н., братская могила русских солдат, павших в битве при Фридланде в 1807 году, остатки рыцарских замков, а также гидроэлектростанция, построенная в 1922 году.

История

В 1312 г. верховный магистр Тевтонского ордена Карл фон Трир основал город Фридланд, что в переводе с немецкого языка означает «мирная земля». По другим сведениям, Фридланд основал в 1335 г. комтур Бранденбурга Генрих Дуземер фон Арфберг согласно распоряжению верховного магистра Лютера фон Брауншвейга (грамота о предоставлении Кульмского права дарована Генрихом Дуземером). Место для закладки города было выбрано вблизи бывшего прусского поселения и святилища. Фридланд должен был стать опорным пунктом для защиты орденской границы, в тот период проходившей по реке Алле.

Для выполнения этой задачи город располагался очень удачно. С востока из-за болотистой в те времена местности и протекающего на подступах к городу притока реки он был труднодоступен. Водная преграда защищала его с севера и юга. В частности, естественной преградой с севера служил Мельничный пруд. Меняющийся уровень воды в реке не позволял использовать ее для работы мель­ницы, поэтому на ручье, впадавшем в Алле, построили дамбу, которая и образо­вала Мельничный пруд. Для защиты города с запада вырыли ров и возвели вал. Так получилось, что это, пожалуй, был один из немногих городов-крепостей без традиционного замка. Неудивительно, что в 1347 г. литовцам во время одного из набегов удалось в результате неожиданной атаки захватить и сжечь город.

После разрушения Фридланда были предприняты энергичные меры по расширению городских укреплений. Вокруг поселения возвели крепостную стену с оборонительным ходом. Рвы, заполненные водой, стали намного глубже и шире. Две мощные башни, построенные на юго-западе и северо-западе, защищали город с западной стороны. Пороховая юго-западная башня отличалась значительными размерами. Южная сторона была укреплена двумя небольшими башнями.

На западе и востоке Фридланда появились укрепленные городские ворота, выполнявшие и оборонительную функцию. Старейшие западные ворота полу­чили название Домнауэр Тор, т.к. через эти ворота шла дорога на город Домнау (в 1859 г. ворота были разобраны); восточные ворота назывались Алле Тор (они были снесены в конце XVIII в.). Эти простые строения незначительной высоты украшались стрельчатыми глухими окнами. Оборонительным элемен­том служили брусовые створы, окованные железом и защищенные подъемной решеткой.

Таким образом, к середине XV в. город распола­гал достаточно мощными оборонительными сооружениями. Это подтверждают и события Тринадцатилетней войны, начатой Прусским союзом против ордена. Фридланд, входивший в союз, неоднократно осаждался орденскими войсками. Осадив город в 1455 г., орден не смог его взять и вынужден был отступить. Неудачей закончилась еще одна осада, предпринятая орденом в 1458 г., и только в 1461 г. в результате измены ему удалось захватить Фридланд.

Но жизнь не исчерпывается войнами — город постепенно менялся. В XV в. его улицы вымостили булыжником, проложили водопровод. Вода, нагнетаемая при помощи лопастного колеса, расположенного на Мельничном пруду, по деревянным трубам поступала в дома горожан. В 1400 г. во Фридланде построили крытый рынок и ратушу, которая представляла собой трехэтажное строение с крутой двухскатной крышей. По реестру Бранденбургского комтурства, в 1425 г. город имел 55 хозяйств.

В начале XVI в. на севере Фридланда соорудили монументальные двойные Мельничные ворота с двумя башнями разной высоты и ширины (в 1862 г. обе башни снесли). Городская жизнь была тесно связана с развитием церковных учреждений. Первое упоминание о городском приюте относится к 1406 г., а в 1500 г. основали новый приют, находившийся в форштадте Домнау (в 1553 г. его назвали именем Св. Георга). Информации о монастыре Фридланда мало. Но источники свидетельствуют о его существо­вании уже в первые годы после основания города. По городским преданиям, он находился непосредственно у моста через реку Алле (совр. Лава). В 1528 г. во Фридланде была основана латинская школа, которая до 1584 г. размещалась в монастыре, а затем ее перевели в новое здание в районе пруда. Есть предположе­ние, что она существовала еще раньше, так как встречается упоминание о школе, датированное 1416 г. Среди известных уроженцев Фридланда того времени — немецкий богослов Мориц Хелинг (1522-1595), а в окрестностях города родился основоположник литовской письменности Йонас Бреткунас (1536-1602).

Поддержание в порядке городской стены требовало больших затрат, кото­рые возлагались на город. Однако в силу небрежности горожан стена постепенно приходила в негодность. Кроме того, к крепостной стене примыкало много построек. Согласно указанию герцога Альбрехта в 1543 г. городской совет должен был обеспечить хотя бы свободный проход к стене.

К 1539 г. Фридланд имел 112 бюргерских домов и более полусотни мелких построек. Однако в 1553 г. его развитию был нанесен огромный урон. В резуль­тате сильнейшего пожара, начавшегося в пригороде и проникшего через восточные ворота в город, пострадал почти весь Фридланд за исключением кирхи и мельницы.

После этого бедствия город восстанавливался медленно. В конце XVI в. вновь проложили водопровод, а к 1634 г. во Фридланде насчитывалось 76 бюр­герских домов, более 100 мелких строений и 38 при­городных дворов.

События Северной войны 1655-1660 гг. не обошли стороной и Фридланд: в 1656 г. город захватили и разграбили шведы. С середины XVII в. фридландское бюргерство отказывается содержать городские укрепления, что свидетельствует о наме­тившемся обнищании горожан. Тем не менее, жизнь продолжалась. С конца XVII в. во Фридланде стали проводиться ярмарки. К этому времени здесь насчи­тывалось 60 бюргерских домов и около 150 хозяй­ственных построек.

Эпидемия чумы 1709-1710 гг. унесла жизни многих фридландцев, как и жителей других прусских городов. К 1736 г. в городе насчитывалось 1680 чело­век (вероятно, вместе с военным гарнизоном; к 1782 г. население составило уже 2 тыс. человек). К 1729 г. оборонительные сооружения Фридланда уже не соот­ветствовали своему назначению: рвы частично были засыпаны, а к городским стенам пристраивались жилые дома. В годы Семилетней войны город был занят русскими войсками. Городская хроника не отличалась оригинальностью: между войнами и пожарами (в 1795 г. город вновь сильно пострадал от пожара) приходилось жить и развивать хозяйство.

В мировую историю город вошел в годы наполеоновских войн. Именно под Фридландом 2 (14) июня 1807 г. произошло сражение между армией Наполеона и русскими войсками, потерпевшими здесь поражение.

Горожане сохранили память о погибших русских воинах. В сражении под Фридландом смертью героя пал русский генерал-майор Н. Н. Мазовский, похо­роненный на городском кладбище Св. Лаврентия (St. Lorenz-Friedhof). В честь павших в бою под Фридландом русских солдат была установлена памятная доска, в плиту под ней были вмонтированы пять пушечных ядер. В 1819-1844 гг. Фридланд являлся центром одноименного района. Затем районный центр был перенесен в Бартенштайн (вплоть до конца Второй мировой войны). В 1867 г. в городе проживало 3412 человек, а к 1910 г. количество жителей незначительно снизилось — до 3027 человек.

В 1877 г. сгорела ратуша. Из-за этого около пятидесяти лет бургомистр, городское собрание депутатов и городское управление вынуждены были обхо­диться временными помещениями. Построить новую ратушу помог город Ахен, который предложил Фридланду шефскую помощь. Фасад здания был украшен скульптурными фигурами: верховного магистра Тевтонского ордена Карла фон Трира (ок. 1265-1324; считался основателем города Фридланда), герцога Альбрехта Гогенцоллерна (1490-1568), генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934) (скульптор — В. Розенберг). Новая ратуша была возведена уже не в центре города, а на улице Ахенштрассе (ныне ул. Кутузова). После Второй мировой войны здание не сохранилось: на фундаменте сгоревшего сооружения было построено новое, в котором в настоящее время располагаются районная библиотека и Детская школа искусств.

В 1908 г. в городе был введен в строй газовый завод. К западу от города в 1911 г. состоялось открытие железнодорожной линии Велау — Фридланд. В городе располагалась школьная инспекция; два дня в неделю были рыночными (среда и суббота). Размеренную жизнь прервала мировая война.

В годы Первой мировой войны Фридланд был занят частями 1-й русской армии. В августе 1914 г. после победоносного сра­жения под Гумбинненом (20 августа) она стала развивать наступление в сторону Кёнигсберга без сопротивления со стороны отступившего противника. 26 августа первой к городу подошла 1-я гвар­дейская кавалерийская дивизия (генерал Н. Н. Казнаков). В авангарде находился лейб-гвардии Конный полк, который вступил в небольшую стычку с про­тивником — частями 1-го гренадерского полка. Нескольких снарядов оказалось достаточно, чтобы Фридланд был оставлен. Некоторые жители пыта­лись бежать из города. Их повозки запрудили дорогу и стали мешать передвижению войск, поэтому рус­ские офицеры были вынуждены их разворачивать и отправлять обратно в город.

Вскоре русская армия приостановила движение в сторону Кёнигсберга. В районе Фридланда осталась бригада кирасир (из состава 1 -й гвардейской пехотной дивизии), подчиненная командиру 3-го армейского корпуса генералу Н.А. Епанчину. Она располагалась здесь до вечера 7 сентября 1914 г., пока ее не вытес­нили подошедшие крупные силы немцев.

Благодаря сооруженной в 1921-1923 гг. плотине на реке Алле во Фридланде действовала электростанция, которая снабжала электроэнергией не только город, но и значительную часть Восточной Пруссии (в строительстве участвовал известный немецкий архитектор Ф. Ларе).

Двадцатые и тридцатые годы — время бурного развития Фридланда. В 1929 г. южный берег реки Алле, застроенный коттеджами, получил название Гартен-Форштадт («Садовый пригород»). Еще ранее в пригороде Фридланда построили небольшой поселок для обслуживающего персонала электростан­ции. Таким образом, к началу тридцатых годов (на 1931 г.) в городскую общину входило 9 пригородных населенных пунктов. Это был средний, по восточнопрусским меркам, город: здесь работали газовый и кирпичный заводы, лесопилка, паровая мельница, сырзавод, пивзавод, мясокомбинат. Для горожан действовали профессиональное училище для девочек (школа им. Агнес Мигель), стадион, спортивные залы, теннисный корт, киноте­атр, музей и другие учреждения культуры, городские административные учреж­дения. Кроме евангелической кирхи в городе находились дом евангелической общины и католическая капелла. Железнодорожное сообщение было органи­зовано по двум линиям: помимо обычной железной дороги действовала также узкоколейная линия, связывавашя Лабиау, Тапиау и Фридланд.

Во время Второй мировой войны Фридланд был важ­ным стратегическим пунктом на пути к Хайльсбергскому укрепрайону. Пер­вые бои в районе Фридланда завязались к исходу 27 января 1945 г. — к Штадиенбергу (совр. пос. Поречье Правдинского района) прорвался усиленный бронетехникой 852-й стрелковый полк 277-й стрелковой дивизии (28-я армия). С севера наступали части 92-й дивизии и концу того же дня находились в 4 км от города. В результате решения командующего фронтом Фридланд попал в зону 28-й армии, а соединения подошедшей к городу 5-й армии были перенацелены на запад — в сторону реки Фришинг (совр. р. Прохладная). Под угрозой окружения немецкие части были вынуждены оставить Фридланд — 31 января город заняли части 20-й стрелковой дивизии (генерал-майор А. А. Мышкин) 20-го стрелкового корпуса (генерал-майор Н.А. Шварев) 28-й армии. Приказом Верховного Главнокомандования 31 января 1945 г. войскам объявлена благодарность. В боях под Фридландом отличился Д. Г. Сергиенков, получивший звание Героя Советского Союза.

Любопытный факт отмечен в мемуаристике: 25 февраля 1945 г. во Фридланд был перебазирован полк «Нормандия—Неман». Здесь 20 марта 1945 г. представители советского командования вручили авиаполку орден Красного Знамени. Разумеется, особый интерес у летчиков вызвал дом по улице Шмиденштрассе (совр. ул. Багратиона), где, по преданию, останавливался Наполеон I.

С 15 июня 1946 г. административно-хозяйственное руководство районом и городом передано от военной комендатуры районному Управлению по гражданским делам. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР 7 сентября 1946 г. город Фридланд был переименован в Правдинск и стал центром одноименного района.

К концу 1946 г. на территории города осуществляли производственную дея­тельность гидроэлектростанция, мельзавод (перерабатывал 120 т зерна в сутки), лесопильный завод, мастерские промысловой артели «Смычка» (швейные, сапожные, слесарные, столярные), машинно-тракторная станция (МТС), пункт областной конторы «Заготзерно», пекарня. Действовали районная сберкасса, парикмахерская, колхозный рынок, 2 продовольственных, 1 промтоварный, 2 смешанных магазина, чайная и буфет.

Экономика самого районного центра была ори­ентирована прежде всего на переработку сельскохозяйственной продукции, но, несмотря на это, в нем во второе послевоенное десятилетие уже имелись все подобающие городу районного значения структуры.

Во время проведения работ по благоустройству города были предприняты первые попытки сохранения и увековечения памяти российских воинов, погибших здесь во времена русско-прусско-французской войны (1806-1807 гг.). Так, в 1954 г. городская контора благоустройства завершила реставрацию объекта, связанного с историей походов русской армии против Наполеона, памятника генерал-майору Н. Н. Мазовскому (установлен в 1868 г.), погибшему у стен Фрид­ланда. Ко всему прочему, в 1957 г. в Правдинске на одном из зданий по ул. Куту­зова установлена мемориальная доска над памятной плитой и братской могилой русских солдат, павших во Фридландском сражении 2 (14) июня 1807 г.

В 1970-е гг. Правдинский район получает известность благодаря успехам аграрного сектора своей экономики. Промышленное производство развивалось значительно медленнее. Увы, в середине 1970-х гг. из-за высокой степени износа оборудования довоенного производства прекратила работать местная ГЭС. В 1975 г. заработал новый автовокзал.

Город в 1990-2000-х гг. Последующее десятилетие в жизни города было бурным. Перестроечный ветер перемен принес новое понимание свободы сове­сти: в 1990 г. было зарегистрировано Правдинское религиозное общество Рус­ской Православной церкви, которому передали для восстановления и религиоз­ной деятельности пустующее здание бывшей кирхи. В том же году состоялся первый посвященный Георгию Победоносцу молебен в Свято-Георгиевском храме Правдинска.

После путча 1991 г. Правдинский райисполком и сельские исполкомы при­остановили свою деятельность; им на смену пришли администрация района и сельские администрации. Закон Калининградской области в 1996 г. закрепил статус Правдинска как административного центра административно-территориального образования области «Правдинский район».

В 1992 г. впервые в послевоенной истории города отмечался его 680-летний «день рождения», празднества заняли два дня. В 1997 г. в Правдинске был тор­жественно открыт бюст великого российского полководца М. И. Кутузова, перевезенный из Калининграда (в связи с установкой там нового памятника).

В 1999 г. в Правдинске состоялась встреча представителей так называ­емой «Фридландской восьмерки» — союза 8 европейских городов, носящих имя «Фридланд», куда теперь вошел и город Калининградской области. А уже в 2007 г. в Правдинске состоялась инсценировка знаменитой битвы под Фрид- ландом в исторических костюмах 1807 г. Для участия в этом действе прибыли представители клубов военно-исторической реконструкции из одиннадцати европейских стран, в том числе России, Франции, Польши, Чехии, Германии, Италии.

Известные уроженцы Фридланда XVIII-XIX вв.— юрист и поэт К. Г. Бок (1746-1829), врач Ю. Вольф (1836-1902).

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

NULL
Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 30 мин
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.