Пионерский

Пионерский

о городе

Пионерский расположен в 40 км к северо-западу от областного центра на побережье Балтийского моря между городами Светлогорск и Зеленоградск на расстоянии 3 и 25 км соответ­ственно. Характерной чертой является совмещение промышленной и санаторно-курортной зон. Имеет автомобильные и железнодорожные коммуникации, связывающие его с другими населенными пунктами.
Курорт Пионерский отличается хорошими экологиче­скими условиями и богатыми природными ресурсами: благоприятным и мягким климатом, большими запасами чистых артезианских вод, наличием широкого намываемого пляжа, а также значительных площадей зеленых насаждений и охранно-реакреационных зон.

Город Пионерский обладает един­ственным на Балтийском побережье России незамерзающим морским портом, сегодня он уже открыт для захода иностранных судов и яхт. Более того, здесь начал осуществляться новый комплексный градостроительный проект: планируется создать марину, которая позволит обеспечить заход круизных лайне­ров. Этот проект призван помочь городу стать привлекательным морским курор­том, ориентированным на туризм высокого класса. Гавань Пионерского решено использовать прежде всего как туристический объект, впрочем, не в ущерб рыбо­промысловому направлению.

Ко всему прочему, в Пионерском в 2009-2011 гг. осуществлено строитель­ство президентской резиденции, превратившей город в объект федерального зна­чения. Рядом с Пионерским проходит скоростная трасса «При­морское кольцо», которая позволяет добраться от Калининграда до Пионерского всего за 20 минут.

Туристические маршруты по Пионерскому выглядят как маршруты международного экспресса, экспресса времени. Разные народы, языки и культуры соединила эта земля в своей душе. Земля особая, священная для жителей всей Самбии и окрестного региона.

Если из-за прибалтийской погоды Вам не удалось побыть у моря, посетите музей. Там Вы сможете узнать много нового и будете согреты богатой историей и культурой Самбии. Сотрудники музея помогут организовать для Вас экскурсию к легендарному «Расколотому камню» в любое время года. На улице Армейской Вы сможете увидеть дома предвоенной постройки, предназначенные для обслуживающего персонала летчиков Люфтваффе. В Пионерском находится мемориал воинам, погибшим при взятии Нойкурена. Ну и безусловно, Вы сможете насладиться свежим морским воздухом, прогуливаясь по широкому и удобному променаду города Пионерский.

Что касается культурно-массовых мероприятий, то Вы сможете принять участие в Международной парусной регате «Балтика – море дружбы» при поддержке Федерации парусного спорта города Калининграда, которая проходит в Пионерском в июле. В Пионерском развит активный отдых, во время ежегодных праздников Дня города, Дня молодежи, Дня физкультурника многочисленные гости курорта с удовольствием принимают участие в различных спортивных состязаниях.

История

До 1837 г. Нойкурен представлял собой небольшую рыбацкую деревушку. В ее названии можно усматривать следы заселения этих берегов куршами, которые расселя­лись по побережью Балтийского моря от Рижского залива до Замланда. О засе­лении данной территории в древности свидетельствует наличие многочислен­ных памятников археологии различных периодов: курганы эпохи бронзы у пос. Заостровье, могильник II—VIII вв. «Доброе», на котором было найдено святи­лище конца III тыс. до н. э., селище VII—XII вв. в черте города, городище «Хелле» X-XIII вв. к востоку от города, на мысу при впадении ручья в речку Забаву и др. Это местечко потеряло почти всех своих обитателей в 1709 г. вследствие чумы. Уже в конце XVIII в. в Нойкурене снова насчитывалось 107 относительно небогатых жителей, проживавших в 16 домах, а в 1858 г. в деревне имелось 39 домов и 140 жителей. Быстрое развитие Нойкурена от рыбацкой деревни до популярного места отдыха было вызвано прежде всего основанием в 1816 г. курорта в Кранце. Многие кёнигсбергские семьи стали посещать удобно распо­ложенный Нойкурен. Прибытие отдыхающих позволило жителям деревни завы­шать плату за наём, из-за чего многие из них быстро приобрели печальную славу жадных и грубых лентяев. Поскольку в Нойкурене тогда не было колодцев (воду получали из цистерн), то необходимо было также отдельно договариваться о её покупке, что дополнительно повышало цену проживания.

Тем не менее, удобное расположение и красивые окрестности привлекали всё большее число состоятельных кёнигсбержцев, предпочитавших отдыхать летом в Нойкурене. Известность курорта быстро росла. К рыбацким хижи­нам, в которых останавливались в первые годы отдыхающие, постепенно при­бавлялись виллы, пансионаты и современные отели. Например, фирма Дугласа по добыче янтаря построила там четыре здания, в одном из которых даже можно было пользоваться теплым бассейном. Позднее известными владельцами домов были некие Пёльцер и Рихтер (последний превратил один из домов — рихтерский гостевой дом — в центральное место всей нойкуренской курортной жизни).

В первые десятилетия устройство купален было примитивным: они представляли собой канаты, уходившие в море (более чем на 10 м), и целый ряд соло­менных беседок на пляже. Когда беседки сгорели в 1860 г., Пёльцер построил общественную купальню, посещение которой стоило один серебряный грош. Заведение имело успех.

Все сообщество курортников Нойкурена состо­яло из семей, которые были между собой хорошо знакомы по жизни в Кёнигсберге. Среди постоянных гостей можно было обнаружить семьи, позднее пере­селившиеся в Раушен — им на смену прибыли другие. Для управления всей этой «индустрией развлечений» ежегодно избирался специальный комитет. Также каж­дый год к гимну Нойкурена добавляли новый куплет, а дамами вышивалось знамя с надписью «Виват, Нойкурен!» Доход ежегодного аукциона подаренных вещей расходовался на благоустройство местечка.

Однако самым популярным местом проведения мероприятий было старое, ставшее достопримечательностью, грушевое дерево рядом с рихтерским гостевым домом. Под ним танцевали каждый вечер, а некоторые пары соединились тут на всю жизнь; вбитый в дерево обручальный гвоздь был предвест­ником счастья в браке. На дереве также прикрепля­лись ежедневные объявления, после чего они огла­шались двумя музыкантами из курортной капеллы. Тщательно ухоженное грушевое дерево всё же иссохло от старости, а в 1905 г. оно сгорело вместе с гостевым домом. Остатки дерева были проданы и принесли ощутимый доход; взамен старого в 1907 г. было высажено новое грушевое дерево.

Путешествие в Нойкурен до постройки железной дороги на Замланде было очень обременительным. На поездку из Кёнигсберга на машине, загруженной мебелью и предметами для домашнего хозяйства, чаще всего нужно было потратить целый день. Открытие в 1899 г. железнодорожной ветки Кёнигсберг—Нойкурен—Варникен (совр. пос. Лесное Светлогорского муниципального района) послужило причиной резкого увеличения количества отдыхающих в Нойкурене. Например, в 1926 г. таковых насчитывалось до 5 тысяч за сезон.

Непосредственно после открытия обеих железнодорожных веток (вто­рая — до Кранца — была построена в 1907 г.) рост посещения Нойкурена отды­хающими стал ещё более заметным. Вскоре появились новые загородные дома и гостевые дворы. Самый крупный из них — Штрандотель («Отель на побере­жье») — после строительства сгорел, от него сохранился только Штрандхалле («Зал на побережье»). Также и рихтерский гостевой дом сгорел в 1905 г., но уже через полгода община приобрела участок рядом с садами, чтобы на этой пло­щади до весны 1907 г. возвести курхаус, который позднее приобрел славу одного из красивейших зданий Замланда. Община и меценаты, покровительствовавшие курорту, несли расходы совместно.

К сожалению, в 1920-х гг., в силу изменившейся политической и экономи­ческой ситуации, курхаус оказался малодоходным для Нойкуренской общины.

Среди прочих общественно значимых сооружений Нойкурена необходимо назвать заложенную в 1913 г. газовую станцию и водопровод. Прежде в летние месяцы богослужение проводили в зале курхауса или в его садовых сооружениях; позже кёнигсбергские пасторы читали проповеди каждое второе воскресенье летом в курхаусе, а зимой в Доме императрицы Августы Виктории (Kaiserin-Auguste-Viktoria-Heim).

Стремление к отделению от основной церкви Санкт-Лоренца (совр. пос. Сальское Зеленоградского района) было ярко выражено: в Нойкурене было предусмотрено строительство церкви и даже определено место для неё, но Первая мировая война нарушила эти планы.

Активную деятельность по улучшению ландшафта Нойкурена проводило совместно с администрацией общины общество ландшафтных дизайнеров. Оно уха­живало за сооружениями Зееберга (плато на высоте 22 м над уровнем моря с крутым обрывом к пляжу и уединён­ными местами для отдыха). Ландшафтным дизайнерам Нойкурен обязан также приобретением в 1919 г. неболь­шого соснового леса, который был объявлен заповедным памятником природы. Общество инициировало приня­тие местных регламентов, по которым всем домам пред­писывалось иметь палисадник и определялся порядок охраны старых древесных посадок, — все это должно было сохранить характер города-сада.

Среди частных зданий Нойкурена особое место занимал Дом императрицы Августы Виктории, распо­ложенный в центре парка-сада (с 1910 г. здесь действо­вал союз помощи больным детям). Позднее в нем обу­чали местную молодежь навыкам домашнего труда, а в 1921 г. там проводились первые курсы народной высшей школы для девушек.

В районе вокзала по направлению к берегу моря вскоре выросла целая коло­ния вилл. Среди отелей выделялся Курхаус с морским аквариумом, включавшим 34 отдельных аквариума с морскими растениями, рыбами и животными. Кроме того, в Нойкурене в 1926 г. было ещё пять отелей и четыре пансионата, а в 1935 г.— шесть пансионатов и столько же отелей. Среди известных архитекторов, работав­ших в Нойкурене и его окрестностях,— К. Фрик, М. Шёнвальд и др.

Несмотря на бурное развитие Нойкурена как курорта, он сохранял рыбац­кую специализацию, хотя замландское побережье не всегда благоприятствовало рыболовству. Например, в течение 1886—1896 гг. нойкуренцы потеряли вслед­ствие штормов один пароход, одно парусное судно, четыре лососевых бота, 32 рыбацкие лодки и четыре иных транспортных средства.

Когда в 1890-х гг. начали планировать возведение защитного порта-убежища на замландском побережье, выбор пал на Нойкурен. Тут были выстроены два мола длиной от 300 до 400 м. В то время этот маленький рыболовецкий порт был единственным на морском побережье от Пиллау через Брюстерорт (совр. мыс Таран в районе пос. Донского) до Мемеля (совр. Клайпеда, Литва). Глубина гавани составляла 3,5 м и была пригодна для малых пароходов. К сожалению, введенный в 1904 г. в эксплуатацию порт оказался опасен для захода судов при сильном ветре. Пришлось вложить дополнительные средства для оборудова­ния порта в безопасное убежище для судов. Несмотря на свои недостатки, порт все же оказал большую поддержку морскому рыболов­ству. Кроме прочего, к нему было приписано двадцать моторных лодок, которые в иные годы имели весьма прибыльный улов.

Рядом с нойкуренским ущельем Хайнрихсшлухт находились янтароносная жила и карьер по добыче янтаря. На его отвалах были построены здания пор­тового строительного ведомства, а в 1921 г. появилось семь сдвоенных домов рыбацких колонистов.

Значительным предприятием для защиты мор­ского берега Нойкурена стало начатое в 1906 г. строительство пятнадцати длинных бун (волноре­зов) — двенадцать из них должны были содержаться государством, а три — общиной. Буны благоприятно повлияли на расширение пляжной полосы, которая достигла ширины примерно 100 м и оказалась самой широкой на всем замландском побережье. К досто­инствам Нойкурена относились также красивый вид на гавань, много игровых и теннисных площадок, природный заповедник в долине Лососевого ручья. Из-за превосходной минеральной воды курорт осо­бенно ценили больные сахарным диабетом, а морские купания и спокойная тихая жизнь в этом небольшом курортном городке прописывались врачами людям, страдающим нервными заболеваниями.

Если число жителей Нойкурена еще в 1895 г. ограничивалось лишь 200 чело­веками, то в 1919 г. оно возросло до 697, а в 1921 г.— до 900. Число курортни­ков увеличилось с 820 в 1890 г. до 1791 в 1900 г., составляя далее 3089 в 1909 г., 4600 в 1912 г., а в 1921 г. было уже около 5000 человек отдыхающих. За этими скупыми цифрами — повседневная жизнь многих восточнопрусских семей, кото­рые осваивали в первой четверти XX в. побережье Замланда. Среди тех, кто посе­лился на взморье, был немецкий композитор Герберт Бруст (1900-1968).

В 1935 г. на окраине поселка выстроили наземный аэродром, чьи вспомога­тельные службы растянулись от Нойкурена до Рантау (в черте совр. города Пио­нерского). Казарменные здания аэродрома использовались как место раскварти­рования полка военной авиации, здесь же размещалась школа пилотов.

Во время Второй мировой войны Нойкурен был захва­чен частями 292-го и 576-го стрелковых полков 115-й дивизии (генерал-майор А. П. Блинов) днем 14 апреля 1945 г. Город обороняла отступившая к Нойкурену 551-я пехотная дивизия вермахта. Однако в результате умелых действий личного состава 115-й дивизии при минимальных потерях (все девять дивизий 2-й гвар­дейской армии потеряли за 14 апреля 94 убитыми) только в одном Нойкурене было взято в плен более 500 немецких солдат и офицеров. В тот же день частями 292-го полка был взят и город Раушен. Образцовые действия 115-й Холмской Краснознаменной дивизии стали примером прорыва подготовленной обороны противника и стали предметом изучения в военной науке.

В современном Пионерском увековечены имена героев войны, сражавшихся в небе над Балтикой. Среди них Ф. Афанасьев, Э.Г. Гептнер, А. Я. Ефремов, П. А. Колесник, В. А. Меркулов, А. И. Рензаев, С. И. Смольков, П. Ф. Стрелецкий, А. Чернышев, Г. Шаманов и др.

Курорт Нойкурен незначительно пострадал в ходе боевых действий. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июня 1947 г. «Об образовании сельских Советов, городов и рабочих поселков в Калининград­ской области» и от 25 июля 1947 г. «Об администра­тивно-территориальном устройстве Калининград­ской области» было закреплено его переименование в «курортный посёлок Пионерский», который вошел в состав Приморского района. Городом Пионерский станет спустя пять лет.

А пока, в 1947 г. Пионерский — посёлок, пусть и курортный. Поэтому в нем создается Пионерский поселковый Совет, находившийся в подчине­нии Приморского райсовета. Первостепенной задачей органов местной власти было налаживание городского хозяйства. И хотя с осени 1946 г. здесь уже рабо­тает детский (первоначально костно-туберкулезный) санаторий Министерства здравоохранения РСФСР (предположительно, именно его «детский» профиль и определил выбор названия посёлка), о каком-либо ином развитии курортной темы речь не шла.

В 1947 г. из состава рыбообрабатывающего завода в самостоятельное пред­приятие было выделено Управление тралового флота (УТФ) — предприятие, на долгие годы определившее жизнь Пионерского и его жителей. Одновременно с ним на месте гавани был создан морской порт, строительство объектов кото­рого развернулось в 1948 г.

Основной задачей УТФ был лов рыбы. В 1948 г. предприятие располагало 61 судном-тральщиком, на нем работало 456 человек. Успехи не заставили себя ждать — улов за первый год существования УТФ составил 40 тыс. центнеров. В 1951 г. флот предприятия пополнился средними рыболовными траулерами, на которых осуществлялся выход в воды Атлантики.

Таким образом, у Пионерского, помимо курортного предназначения, появи­лось ещё одно — стать городом рыбаков. Значимое событие для городской истории произошло 26 декабря 1952 г., когда курортный посёлок Пионерский был преобразован в город районного подчинения, по-прежнему находившийся в составе Приморского района.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР «Об укрупнении районов Калининградской области» от 1 февраля 1963 г., Пионерский горсовет был передан в подчинение Зеленоградскому горсовету. А через два года, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 г.,— в подчине­ние Светлогорскому горсовету. Все последующие десятилетия советской эпохи (вплоть до 1993 г.) Пионерский будет входить в Светлогорскую курортно-промышленную зону.

Жизнь приобретала черты упорядоченности. Решением облисполкома в 1963 г. были утверждены границы города, а в 1965 г.— проект планировки Пионерского (проект детальной планировки будет утвержден в 1971 г.).

В начале 1970-х гг. были построены новая больница на 120 мест, оснащённая современ­ным медицинским оборудованием, аптека, кинотеатр «Маяк», пункт ремонта сложной бытовой техники, завершено строительство нового здания музыкаль­ной школы. Из «курортных» мероприятий можно назвать обустройство пляжа, строительство танцпло­щадки, открытие городского парка, появление дет­ских аттракционов, активное озеленение города. Так, в 1973 г. было высажено 2 тыс. тюльпанов, в 1978 — более 10 тыс. цветов и 2 тыс. деревьев.

И все же главные достижения пионерцев были связаны с развитием рыболовства. В 1970-х гг. славная трудовыми подвигами Пионерская база океани­ческого флота становится известной далеко за преде­лами области. На тот период она была крупнейшим рыбоперерабатывающим предприятием страны, её суда вели промысел по всей Атлантике и в некоторых районах Тихого океана. Трижды в 1977 г. её коллективу присуждалось первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании и переходящее Крас­ное знамя Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза работников пищевой промышленности.

Восьмидесятые были годами поступательного развития Пионерского. Пол­ным ходом шло строительство объединенных очистных сооружений с биологи­ческой очисткой для трёх курортных городов побережья.

Городской Совет продолжал функциони­ровать, став с 1993 г. исключительно представитель­ным органом местного самоуправления; и в этом же году Пионерский получил самостоятельность, став городом областного подчинения. В 1996 г. был закре­плён статус города как административно-территори­альной единицы Калининградской области — муни­ципального образования «Город Пионерский».

В 1985-1992 гг. на окраине Пионерского, на «Горе Велика­нов» — древнейшем месте захоронения пруссов — работала Балтийская экспе­диция Института археологии Академии наук СССР. Её находки оказались очень ценными: некоторые датировались IV-V вв. до н.э. Основной массив находок был передан в Калининградский областной историко-художественный музей, а находки, которые происходили из погребений, ранее разграбленных «чёрными копателями», были подарены городу. Первого декабря 1993 г. состоялась презен­тация городского историко-археологического музея «Рантава» (по старинному названию этого места), основную часть экспозиции которого составили уникаль­ные археологические находки.

В Пионерском долгие годы велось строительство променада, выполняющего также берегоукрепитель­ную функцию. Теперь это самый длинный в области променад (1,5 км).

В 1992 г. был зарегистрирован православный приход в честь Тихвинской иконы Божией Матери; Новый Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» был построен на Кали­нинградском шоссе. Среди побратимов Пио­нерского — польские города Бартошице и Устка, а также шведские Эммабода и Симрисхамн.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.