Озёрск

Озёрск

о городе

Общая численность жителей района составляет 14269 человек, лишь третья часть которых проживает в городе, поэтому с давних пор район имеет сельскохозяйственный уклон, а наличие реки, озёр и множества холмов создает привлекательный для туристов облик. Для них в муниципалитете разработан вело-байдарочный маршрут выходного дня, в 2008 году состоялось открытие лыжного спуска с использованием искусственного снега близ посёлка Ново-Гурьевское.

Если хочется отдохнуть от шума и суеты, уединиться и насладиться естественной природной тишиной, то Озёрский район прекрасно подходит для этой цели. Окружённый лесами и полями, это единственный район, который имеет самый холмистый рельеф, а также большое количество красивых рек и озер, пригодных как для купания, так и для рыбной ловли.
В связи с этим становится возможным совместить сельский туризм и активный отдых. Вы можете выбрать для себя вело-байдарочные маршруты с посещением развалин имения Байнунен и сплавом по реке Анграпа.

Здесь вы также сможете совершить конную прогулку под присмотром опытного инструктора. На территории Озёрского района располагается известный конезавод «Веедерн». Первое упоминание об имении появляется ещё в XVII веке, а в 1895 году имение перешло к Эберхарду фон Цицевитц, благодаря которому Веедерн превратился в показательное сельскохозяйственное предприятие и конный завод по селекции чистопородных лошадей мирового значения.

В зимнее время года лыжный туристско-развлекательный комплекс «Малые Бобры» ждёт в гости горнолыжников — любителей и сноубордистов. Спуск оснащён бугельной установкой, имеющей пропускную способность до 500 человек в час. Высококвалифицированный инструктор обеспечивает процесс начального обучения горнолыжников и сноубордистов и делает его максимально безопасным, а в пункте проката помогут подобрать инвентарь соответствующего Вам размера.
Чистый воздух, великолепные пейзажи, уникальные ландшафты оставят в памяти незабываемые ощущения.

История

Ещё до появления в XIII веке на земле пруссов, рыцарей Тевтонского ордена на высоких берегах реки Ангерапп (р.Анграпа), в её долине, изрезанной речными изгибами, находились многочисленные древние окрестности – убежища и поселения прусской области Надровии.

В 1539 году в старинном реестре впервые упомянуто местечко «Даркием» или «Даркайм», трансформировавшееся потом в Даркемен. Название имеет чисто прусское происхождение и расшифровывается двояко: либо как «Подворье Даргиса», либо как «Пока ещё двор». Такое же прусское происхождение имеет название реки «Ангерапп» — извилистая речка. Что же касается названия местности «Надровия», то оно производится от прусского слова «дровис», то есть занятие бортничеством, сбором меда от диких пчел.

Спустя 75 лет после первого упоминания о Даркемене в посёлке заложили церковь, построенную к 1646 году.

10 сентября 1725 года прусский король Фридрих Вильгельм 1 пожаловал Даркемену городские права и утвердил герб. Обеспокоенный опустошением края после страшной эпидемии чумы, прусский король занялся поощрением эмиграции в Пруссию из немецких и австрийских княжеств. Придание местечку статуса города имело большое психологическое значение. Получалось так, что переселенцы двигались из благоустроенной средней Европы не в какую-то глухомань, а в цивилизованные края, усыпанные городами. Территория новоявленного городка составляла всего-навсего 3,25 гектара, а население – только 742 человека, из которых 103 человека – переселенцы из австрийской провинции Зальцбург.

Население постепенно росло. В 1763 году в Даркемене проживало 1070 человек, в 1937 – 4220 человек. Росту численности жителей способствовала постройка в 1880 году водяной электростанции, давшей энергию для города и для окрестных хозяйств. В 1886 году в Даркемене появилось уличное электрическое освещение. Вскоре через Даркемен прошла линия железной дороги, соединившая его с Инстербургом (Черняховск), Гумбиненном (Гусев), Регенсбургом (Польша) и с Гольдапом (Польша).

Во время Первой мировой войны Даркемен, в период с осени 1914 года по февраль 1915 года, оказался на линии фронта в районе ожесточённых сражений. Он оказался сильно разрушен, но был довольно быстро восстановлен под патронатом немецкого города Дрездена. В 1938 году немецкие нацисты, стремясь искоренить прусские географические названия, переименовали Даркемен в Ангерапп. Хотя в данном случае цель переименования не вполне ясна: ведь Ангерапп тоже название прусское.

Промышленность округа развивалась в трёх направлениях: производство и переработка сельскохозяйственных продуктов, производство стройматериалов из местного сырья.

В округе имелись машинная фабрика, чугунно-литейный цех, мукомольный, молочный, мыловаренный, кирпичный и черепичный заводы.

Город Даркемен (Ангерапп) переименован в Озёрск 7 сентября 1946 года. Своё название он получил в соответствии со своими природными особенностями.

Заселение района осуществлялось на основе полной добровольности и экономически стимулировалось путём предоставления переселенцам ряда материальных льгот: право заселять дома, получать кредит, покупать скот. Переселение осуществлялось из 20 областей РСФСР, Мордовской, Марийской, Чувашской автономных республик, Белоруссии и Украины. Первые переселенцы в Озёрский район прибыли из Новгородской и Псковской областей. В 1947 году в район было переселено 1730 семей. А к 1950 году задача заселения была решена, численность населения составила 16,8 тысяч человек, переселилось 3447 семей.

26 декабря 1947 года состоялась первая сессия первого созыва Озёрского городского Совета депутатов трудящихся, на которой был утверждён состав исполнительского комитета в количестве 9 человек. В первые послевоенные годы ответственным участком работы Советов и их исполкомов являлось трудовое устройство и материально-бытовое обеспечение инвалидов войны и труда, пенсионеров, семей погибших воинов. В 1947 году им была оказана помощь в размере 2500 рублей, а в 1955 году выплачено пенсий и пособий на сумму 1 миллион 25 тысяч рублей.

Административно-территориальное деление было скорректировано по природно-географическим условиям, со складывающимися экономическими возможностями и особенностями размещения производительных сил.

По состоянию на конец 1946 года всего в районе было 2300 домов, из них 700 разрушены и восстановлению не подлежали, 1150 нуждались в частичном ремонте, в городе Озёрске из 400 домов – 40 разрушенных.

Находящиеся на территории района железнодорожные линии протяжённостью 60 км требовали восстановления. По железнодорожной линии Озёрск-Черняховск было разрушено 22 железнодорожных моста. Железнодорожные линии и мосты так и не были восстановлены. За 65 лет новой истории муниципального образования изменилось многое, но город Озёрск по-прежнему сохраняет свой исторический облик.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.