Мамоново

Мамоново

о городе

Расположен в 47 км к юго-западу от Кали­нинграда. По данным Росстата на 1 января 2015 года в Мамоново проживает 8075 человек. Имеется железнодорожное и автотран­спортное сообщение с областным центром. Округ граничит на северо-востоке с муниципальным образованием «Багратионовский муниципальный район», на юге— с Республикой Польша, на западе омывается водами Калининградского залива. По территории города протекают реки Мамоновка и Витушка, имеется большое количество зеленых массивов. Долгие годы ведущее место в экономике занимали рыбная отрасль и пушное зверовод­ство, в настоящее время параллельно с ними развиваются и иные, в том числе и нехарактерные ранее для области, производства детского питания, шоколад­ной глазури и т. д.

Сегодняшний Мамоново — современный город, располагающий всем необходимым для комфортного проживания. Образовательная сеть представлена девятью учреждениями: тремя учреждениями дошкольного образования, Дет­ской школой искусств. Домом детского творчества, Детско-юношеской спортивной школой и молодеж­ным центром «Данко», начальной и средней общеоб­разовательной школой и одним негосударственным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при католическом благо­творительном центре «Каритас-Запад»).

Мамоново характеризует активное международное сотрудничество. В насто­ящее время подписаны 2 договора о сотрудничестве и реализуются 7 международ­ных проектов (с городами Польши, Норвегии, Швеции, Германии, Дании).

На территории города находятся различные памятники истории и культуры: водонапорная башня начала XX века, здание почтамта конца XIX века, здание суда начала XX века, Церковь Богоявления постройки 1991 года, мемориальный комплекс, памятник Н.В. Мамонову, захоронения погибших при штурме города в 1945 году, памятник Родине-матери. Вдоль берега городского озера располагается философская аллея, имеются остатки крепостной стены средневекового замка 14 века. Урочище Госпитальное обладает уникальным природным ландшафтом и высокой привлекательностью для туристов. Неподалеку находится святилище древних пруссов Ромове. По преданиям здесь жил жрец — «криве», которого местные крестьяне почитали и исполняли его волю. В 1236 году к языческому храму Ромове пришли рыцари Тевтонского ордена. Крестоносцы надругались над святым для пруссов местом. Они раскидали камни жертвенника, предали огню деревянных идолов и священную рощу. А в 2008 году здесь был открыт Памятник шпротам в честь работников рыбной промышленности Мамоново.

В Мамоново празднуют не только день города, но и такие всеобщие праздники, как Новый год, День победы и многие другие. Мамоновцы традиционно катаются на лошадях, пробуют вкусный шашлык, знакомятся с историей города в фотографиях. Ну и конечно же не забывают и о тех, кто в 45-м штурмовал Хайлигенбайль. Ветераны – всегда самые почетные гости.

История

Город Хайлигенбайль основан как торговое посе­ление в стратегически удобном месте на берегу реки Ярфт (совр. Витушка), впадав­шей в реку Банау (или Банава; совр. Мамоновка). С юга его окружала заболоченная долина реки Ярфт, с севера и северо-запада — болотистая долина ручья.

Для пруссов это место было культовым, к востоку от которого между реками Ярфт и Банау находился священный лес Ромове. По Христбургскому договору 1249 г. между пруссами и Тевтонским орденом на этом месте предусматрива­лось строительство кирхи. Борясь с прусским язычеством, самбийский епископ Ансельм распорядился уничтожить священный дуб. Неподалеку, по всей вероят­ности, и был основан в 1301 г. город с Кульмским правом, который назывался первоначально Хайлигенштадт (нем. «Святой город»). Это название упомина­ется в письменных источниках 1330 г., а также на старейшей городской печати в латинском варианте — «Sancta Civitas». Под влиянием преобладавших в округе пруссов в 1344 г. название города превратилось в Хайлигенбиль («bil» — «кре­пость»), а впоследствии видоизменилось в Хайлигенбайль («beil» — «топор»), вероятно, в память о топоре, срубившем священное дерево.

Город защищала стена, нижняя часть которой состояла из дикого камня. Верхняя часть стены была выложена готической кладкой из кирпича. Особенно хорошо укрепленным стало место вокруг мельницы на реке Ярфт, вокруг города был вырыт глубокий ров.

Городские ворота также представляли собой укрепленные сооружения. Ворота, расположенные в Кёнигсбергском направлении, именовались Монаше­скими; на них был изображен рыбак, держащий знамя и опирающийся на топор.

На западных. Мельничных, воротах был изображен мужчина, держащий знамя с секирой. В юго-восточной части города находилась кирха (1330 г.), выполнявшая также и оборонительные функции. Ее портал был аналогичен порталу кирхи рядом с замком Бальга (1320-1330 гг.).

В XIV в. около Хайлигенбайля появилась деревня с 63 земельными наде­лами и кирхой; были построены орденская мельница и школа, о которой упоминается в источниках за 1409 г. В 1372 г. верховный магистр Винрих фон Книпроде основал здесь мона­стырь августинцев-отшельников. Вообще, история города была тесно связана с историей Тевтонского ордена. В 1440 г. Хайлигенбайль вступил в антиорденский Прусский союз. В 1445 г. в ответ на это Тевтонский орден занял город. В 1462 г. воевавшие против ордена войска во главе с Яном Вальдштайном полностью уничтожили пригородное поселение, а в следующем году захватили и сожгли сам город. Однако уже в 1464 г. орденские войска вернули жите­лям Хайлигенбайль, и в нем расположился гарнизон Ливонского отделения ордена.

В 1510 г. именно в Хайлигенбайле состоялось собрание представителей высших кругов ордена и епископов, избравших последнего верховного маги­стра — Альбрехта Гогенцоллерна.

Новое время началось для Хайлигенбайля с разнообразных бед­ствий. Пожар 1519 г. уничтожил почти весь город. В 1520 г., когда Польша воевала с орденом, Хай­лигенбайль захватили поляки, которые разрушили монастырь (из-за недостатка средств он так и не был восстановлен). В 1522 г. вместо утерянной грамоты об основании города заново были документально под­тверждены права и владения Хайлигенбайля (в гра­моте 1560 г. подтверждено Кульмское право). В ходе Реформации герцог Альбрехт в 1563 г. основал здесь госпиталь Св. Георга, которому были переданы земли разрушенного монастыря.

Войны и природные катаклизмы и в следующем столетии не давали покоя жителям. Эпидемия чумы 1629 г. унесла жизни многих горожан, а в 1677 г. силь­нейший пожар уничтожил большую часть города, в том числе кирху, ратушу и школу.

В XVIII в. на жителей города вновь обруши­лась чума, от которой в 1710 г. умерло 1147 человек, а в 1750 г. она унесла 1443 жизни. Не обошлось и без военных действий: в 1758-1762 гг., в период Семилетней войны, в Хайлигенбайле находились русские войска. Однако в целом XVIII в. был временем бур­ного развития города. В 1736 г. ярмарка из Бладиау (совр. пос. Пятидорожное Багратионовского рай­она) была перенесена в Хайлигенбайль и впредь проводилась три раза в год. Хайлигенбайль славился искусно сделанными изделиями из можжевельника, которые обрабатывались мастерами токарного дела. Этот товар находил сбыт далеко за пределами Герма­нии. В XV-XIX вв. отличалось отменным качеством и пользовалось большим спросом хайлигенбайльское пиво, был знаменит также и хайлигенбайльский белый хлеб.

Хроника XIX в. свидетельствует о том, что город­ские пожары продолжились и в индустриальную эпоху. Большой пожар 1807 г. уничтожил 421 жилой дом и хозяйственные постройки, 12 зернохранилищ, ярмарочные павильоны, ворота и ратушу. В резуль­тате в начале двадцатых годов была построена новая ратуша — оштукатуренное здание с крытой сквозной колоннадой (в исследовании А. Бёттихера указано, что ратуша была построена в 1820-1821 гг., а по изы­сканиям Г. Дехио и Э. Галя, — в 1820-1823 гг.). Ворота после пожара разобрали.

Но прогресс нельзя было остановить. С 1819 г. Хайлигенбайль становится центром одноименного района. В 1826 г. город получил прямой выход к дороге на Берлин, а с 1853 г. через него прошла железнодо­рожная линия Кёнигсберг—Берлин. Не отставала от транспорта и система образования: 18 октября 1879 г. в Хайлигенбайле основана сельскохозяйствен­ная школа.

В конфессиональном отношении Хайлиген­байль демонстрировал высокий уровень толерантно­сти. Конечно, преобладала евангелическая община: во второй половине XIX в. покровителем евангелической приходской кирхи, сооруженной сразу после основания города, был лично прусский король. В 1891 г. свою церковь с красивой башней возвела католическая община. Кроме того, в городе были дом евангелической общины и баптистская капелла.

Большую роль в развитии города в XIX в. сыграли Р. Л. Ц. фон Ауэрсвальд (возглавлял район в 1824-1834 гг.) и Ф.А. Фейерабенд (бургомистр в 1835-1882 гг.). В Хайлигенбайле началась карьера крупного немецкого предпринимателя Р. Вермке, здесь непродолжительное время служил судьей известный писатель Л. Пассарге.

На 1910 г. в Хайлигенбайле проживал 4821 человек. В городе существовало товарищество садоводов и огородников, которое занималось выведением новых сортов овощей и фруктов для снабжения города. В 1912 г. в городе дважды в неделю разворачивалась рыночная торговля (по средам и субботам).

В феврале 1945 г. окрестности Хайлигенбайля и Бальги стали последней позицией перед заливом Фришес-Хафф для остатков 19 немецких дивизий, составлявших хайльсбергскую группировку. Такая заметная масса войск, способная поддерживать связь с Кёнигсбергом, вынудила коман­дование 3-го Белорусского фронта прекратить насту­пление на Замландском полуострове и перенацелить первый удар на Хайлигенбайль. Подготовка советских войск к ликвидации хайльсбергской группировки продолжалась с 22 февраля по 12 марта. Помимо мощной фортификации и большого количества войск непри­ятеля, заметной проблемой для наступавших стали погодные условия — весенняя распутица и туман. Лик­видация группировки силами 3-й (будущий комендант Берлина генерал-полковник А. В. Горбатов), 28-й (гене­рал-лейтенант А. А. Лучинский) и 31-й армий (гене­рал-лейтенант П. Г. Шафранов) была начата 13 марта. К 18 марта, после захвата 11-й гвардейской армией Людвигсорта и Бранденбурга (совр. пос. Ушаково Гурьевского района), Хайлигенбайль оказался окончательно отрезан от Кёнигсберга. Последний перед Бальгой рубеж обороны проходил от города по дороге к Браунсбергу (совр. Бранёво, Польша) и был взят в результате ночной атаки 25 марта. Те части хайль­сбергской группировки, которые не успели отступить через Фришес-Хафф, были уничтожены к 29 марта.

Важным стратегическим пунктом Хайлиген­байля был аэродром — «первоклассная авиацион­ная база», по словам летчика «Нормандии—Неман» Франсуа де Жоффра. Потеря немцами последнего оборудованного аэродрома обеспечила советской ави­ации полное господство в воздухе. Здесь же, в Хайлигенбайле, французские летчики из «Нормандии» встретили День Победы.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 17 июня 1947 г. Хайлиген­байль был переименован в населенный пункт Мамоново.

Имевший до Второй мировой войны ста­тус города данный населенный пункт, войдя по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1947 г. в состав Ладушкинского района Калинин­градской области в качестве населенного пункта «Мамоново», вплоть до 1951 г. относился к категории поселков. И лишь Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 28 марта 1951 г. он получил статус города районного подчинения, нахо­дившегося в составе Ладушкинского района. Новое название было дано в 1947 г. в честь Героя Советского Союза, подполковника Н. В. Мамонова, принимавшего участие в штурме Хайлигенбайля.

Стоит отметить, что на первых порах населенный пункт не был связан с рай­онным центром и Калининградом ни железнодорожным, ни автобусным сообще­нием. Это не могло не тормозить его развитие в первые послевоенные годы.

Невыгодное транспортное положе­ние Мамоново стало кардинально меняться с начала 1950-х гг. В 1950 г. нача­лась реконструкция Мамоновского железнодорожного вокзала, который был сдан в эксплуатацию 4 ноября 1953 г. В этот же день к перрону подошел первый поезд — с этого времени город получил надежную и бесперебойную транспорт­ную связь с областным центром. В 1951 г. был открыт международный погра­ничный переход, обеспечивавший сухопутную транспортную связь с Польшей, а через нее — и с другими европейскими странами.

В начале шестидесятых город переподчиняли несколько раз: в декабре 1962 г. был ликви­дирован Ладушкинский район, и в 1963 г. Мамоновский городской Совет депу­татов трудящихся был передан в ведение Калининградского горсовета. Но бук­вально через несколько месяцев город Мамоново был включен уже в состав Багратионовского района.

Следующий этап развития — 1970-е — начало 1980-х гг. Это был период активного строительства и благоустройства города, в котором на 1 января 1970 г. проживало уже 7 тыс. человек. Были покрыты асфальтом многие улицы и тро­туары, установлено современное уличное освещение, построено здание детской поликлиники. Не забывали и о подрастающем поколении: в 1978 г. введено в стройновое здание школы, открыт Дом пионеров.

На открытие первой выставки прибыла делегация бывших жителей Хайлигенбайля. Выставочный зал работал в течение нескольких лет как центр краевед­ческой работы в городе, однако в 2007 г. был закрыт, а помещение передано окружному Совету депутатов.

Несмотря на все трудности, город благоустраивался, шел поиск новых форм удовлетворения культурных запросов жителей. В 1995 г. на братской могиле советских воинов открыт мемориал. В 1998 г. появился Дом культуры.

Наличие вблизи города пограничного перехода также не могло не сказаться на жизни мамоновцев в эти годы. Часть жителей была занята приграничной торговлей, многие полу­чили рабочие места на погранпосту, в таможне и торговых павильонах, что существенно повлияло на снижение уровня безработицы.

Постепенно развивалась и внутригородская инфраструктура. В начале 2000-х гг. появились современный гостевой дом «Хайлигенбайль» и гостиница «У моста». Если раньше в городе было всего лишь несколько магазинов, то с 2000-х гг. мамоновская тор­говля процветает. В 2000 г. в центре города открыт крупный круглосуточный магазин «Эрзи», в 2002 г.— магазин «Хозяин», общее число торговых точек было более тридцати.

Несмотря на сложность переживаемого горо­дом периода, не были прерваны международные контакты, установленные после 1991 г. В 2001 г. был подписан договор о сотрудничестве между городами Мамоново и Тннсгрид (Швеция). Также действуют договоры о сотрудничестве с польскими городами Прабуты, Бранево, Квидзинским повятом. В 2002 г. было открыто и освящено немецкое воинское кладбище, где похоронено свыше 4 тыс. солдат н офицеров вермахта, погибших в феврале 1945 г.

В соответствии с Законом Калининградской области от 29 апреля 2004 г., муниципальное образование «Город Мамоново» переименовано в «Мамо­новский городской округ» (подтверждено областным законом 1 июля 2009 г.).

Построен новый международный пограничный пункт «Мамоново-2—Гжехотки» (самый крупный в области и, возможно, в России; его пропускная способность — около 4 тыс. транспортных средств в день). Междуго­родные пассажирские перевозки осуществляет ОАО «КенигАвто». С 2003 г. существует частное предпри­ятие «Служба такси» по предоставлению услуг такси.

Адрес инфоцентра:

Калининград, проспект Мира, 4

Полезные телефоны:

+112 - туристическая служба

+111 - скорая помощь

+100 - полиция

+7 (843) 564-03-54 - городское такси

www.auto.tu

Веб-сайт общественного транспорта

Если вы заметили неточность или ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Начните путешествие прямо сейчас

на самолете
  • От Москвы 2 ч
  • От Санкт-Петербурга 1 ч 40 мин
  • От Минска 1 час
  • От Мурманска 8 ч
Найти рейс из вашего города
на поезде
  • От Москвы 22 ч
  • От Санкт-Петербурга 23 ч
  • От Минска 11 ч
  • От Смоленска 15 ч
Найти поезд из вашего города
гостиницы
Найти гостиницу
Информация, размещенная на сайте, не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения.
Внимание! Это бета-версия нового сайта, спасибо за понимание. Ссылка на старую версию сайта old.visit-kaliningrad.ru.